Святая Кетеван (Ее «Мученичество» было написано св. Космой Мравалмтским) жила в то время, когда Грузия разрывалась между двумя сильными враждующими соседями: Османской империей и Персией при шахе Аббасе Великом (1587–1629). Даже грузинская царская семья разделилась из-за политических разногласий. Одни князья воспитывались в Персии, другие – в Турции. Этим были обусловлены и их предпочтения, часто шедшие вразрез с интересами родины.
Княжна Кетеван, происходившая из картлийской царской семьи Багратидов, вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии (Юго-восток Кавказа) Александра II. Царствование Давида было непродолжительным. Он умер в 1601 году, оставив сына Теймураза, которого ожидало блестящее будущее. Его отправили к персидскому двору для получения наилучшего образования.
Брат покойного царя Давида, Константин, был человеком низменной души и амбициозным: будучи в Персии, он обратился в ислам и стал шиитом. По наущению шаха Аббаса он убил собственного отца, Александра, и своего младшего брата, Георгия, чтобы править в Кахетии единолично. Совершив эти злодеяния, он предложил Кетеван разделить с ним трон. Отказавшись от низкой сделки, благочестивая царица собрала войско против предателя, и в сражении Константин был убит.
В 1606 году юный Теймураз вернулся из Персии и был коронован. Его сосед, картлийский царь Луарсаб II, был с ним в самых лучших отношениях – их объединяла крепкая вера во Христа.
Шах Аббас постоянно интриговал против грузинских христианских царей. В 1614 году он пошел войной на их царства, истребляя и уводя в плен жителей, оскверняя церкви и собственными руками уничтожая кресты и иконы. Луарсаб и Теймураз бежали к царю Имеретии (Западная Грузия) Георгию II, который отказался выдать их персам. Тем не менее, коварный шах Аббас захватил Луарсаба хитростью и заточил в крепости города Шираза, где в 1622 году он был задушен после долгих мучений (Церковь чтит его святую память 21 июня. Вместе с ним поминается св. царь Арчил II (668–718), также претерпевший мученичество ради сохранения христианской веры своего народа).
Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Царица Кетеван, мать несчастного царя, отправилась тогда к персидскому двору со своими маленькими внуками, Леваном и Александром, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Шах Аббас согласился при условии, что царевичи останутся в Персии. Впоследствии он приказал их оскопить, от чего старший умер (1620), а младший сошел с ума.
Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение. Десять лет она проводила в заключении подвижническую жизнь, приготовляя себя к мученической кончине. Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года.
Останки мученицы были следующей ночью похищены свидетелями пыток святой Кетеван — португальскими миссионерами-августинцами, которые скрывали их в течение трёх лет и в 1627 г., наконец, доставили в индийский город Гоа, где захоронили в часовне католического монастыря Святого Августина.
Руины августинского монастыря в Гоа, где были обнаружены мощи святой великомученицы Кетеван на картах Гугл
Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди, и отвезены в Рим. Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников. Оставшиеся мощи отправили в Рим и положили в усыпальнице святого апостола Петра.
Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в монастыре Святого Августина в Гоа (саркофаг лежал в нише монастырской часовни, но после обрушения монастыря упал и разбился, мощи были найдены рядом с ним).
В настоящее время проведён ДНК-анализ мощей, но по-прежнему необходим ДНК-анализ той части мощей, которая находится в Грузии, для того чтобы можно было с уверенностью сказать, что эти фрагменты действительно принадлежат Кетеван.
Царица Кетеван — героиня ряда произведений как грузинских (в том числе написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.
В Лиссабоне в соборе Дэ-Грасиа (Эн-Грасиа) находится 9-метровая фреска, изображающая сцену мученичества царицы Кетеван. Возможно, скоро эту фреску привезут в Грузию. Эта мозаика была создана по рассказам португальского миссионера о. Амбросия Душ Анжуша, присутствовавшего при последних минутах царицы. Мозайка выполнена в голубом цвете. Сверху идет надпись: «Достойная царица Грузии Гативанда. Замучена в Персии в городе Ширазе 22 сентября 1624 г.».
Панорама в католическом соборе Эн-Грасиа, который ныне называется национальным пантеоном (Лиссабон)
Просмотры (367)