Усекновение главы Иоанна Крестителя

Размещено Сен 11, 2016 в Статьи, Фото | 0 комментариев

Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Предтеча и Креститель Господень Иоанн

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка 11 сентября по новому стилю. О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

Крамской. Иродиада. 1886 г. Фрагмент

Крамской. Иродиада. 1886 г. Фрагмент

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Усекновение главы

Усекновение главы

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Глава Иоанна Крестителя

Глава Иоанна Крестителя

Спустя некоторое время святыня была обретена при строительстве храма Предтечи вельможей Иннокентием. После этого она находилась в церкви, которая со временем разрушилась.

Второе обретение произошло при правлении Константина Великого. Честную главу нашли два монаха, прибывшие в паломничество в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Явившийся им Иоанн Креститель указал на место захоронения главы. Монахи взяли её с собой, поместив в глиняный кувшин. Но по нерадению поручили нести её гончару, которому в видении святой Иоанн Креститель повелел оставить главу у себя. Всю жизнь святыня бережно хранилась гончаром, который перед своей смертью запечатал сосуд, в которой она хранилась, и передал на хранение своей сестре. Позднее глава попала в руки к священнику, который поддерживал арианскую ересь.

Икона на месте обретения в Часовне Обретения главы Иоанна Предтечи

Икона на месте обретения в Часовне Обретения главы Иоанна Предтечи

Чудесами, происходящими от святой главы, он поддерживал мнимую истинность своего арианского заблуждения. Когда же правда была раскрыта, он спрятал честную главу в пещере города Емессы. В 452 году архимандрит возникшего здесь монастыря по указанию святого Иоанна Крестителя нашел святыню, которая была с почестями перенесена в Константинополь.

Место 1 и 2 обретения главы Иоанна Крестителя

Место обретения главы Иоанна Крестителя

Третье обретение главы Крестителя Иоанна произошло в Абхазии близ Коман (в нескольких километрах от Команского монастыря) примерно в 850 году . Так как из Константинополя святыня сначала была перенесена в город Емесса, а затем в Коман (причиной этого была бушевавшая тогда иконоборческая ересь, при которой безжалостно уничтожались не только иконы, но и святые мощи). После восстановлении иконопочитания на Константинопольском Соборе в 842 году патриарху Игнатию во время молитвы ночью явился Иоанн Креститель, который указал на место захоронения главы. По просьбе патриарха император Михаил III направил посольство в Команы, которое нашло главу точно в указанном патриархом месте, после чего она была с честью перенесена в Константинополь в придворную церковь. На месте обретения в гроте есть образ главы Иоанна Крестителя, который почитается нерукотворным.

Вырубленная в скале ниша в Абхазии на месте третьего обретения честной главы

Вырубленная в скале ниша в Абхазии на месте третьего обретения честной главы

Место третьего обретения честной главы почитается во всем христианском мире. Авторство речи о третьем обретении главы приписывается Феодору Студиту. В ней описываются эти события.

Нерукотворный образ Главы на скале в Абхазии

Нерукотворный образ Главы на скале в Абхазии

Затем глава была поделена на несколько частей, которые хранились в храмах Константинополя.
Точное её местоположение так и не выяснена до конца. Перечислим наиболее известные из них:

ФРАНЦИЯ

Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисиат, Угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции

Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции

История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.
13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого. Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции. 17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.
В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей. Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков. Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

В последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и Литургии.

ИТАЛИЯ

Фрагмент головы Пророка можно наблюдать в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите (San Silvestro in Capite) в Риме. Ранее на месте современной базилики располагался языческий храм Солнца. В VIII веке старый храм был разрушен и перестроен в Базилику Сан-Сильвестро ин Капите. Фраза «in Capite» (от лат. Caput — «голова») относится именно к фрагменту главы Иоанна Крестителя, который хранится там как реликвия, в часовне, слева от входа. Полное название с применением фразы «на главе» появилось только с XIII века, когда в него была перенесена голова Иоанна Крестителя, долго странствовавшая по разным странам и повсюду утрачивавшая то те, то другие свои части.

Глава святого Иоанна Крестителя в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме

Глава святого Иоанна Крестителя в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме

Источников, позволяющих раскрыть историю появления в базилике христианской святыни, не обнаружено

СИРИЯ

Другая часть главы Предтечи сейчас хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Капсула с частицами честной главы находится в небольшом павильоне — гробнице Крестителя Иоанна. Мечеть Омейядов — одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Мусульмане также почитают Иоанна Крестителя пророком и называют Яхья. Во времена Римской империи, на этом месте располагался храм Юпитера, а после присоединения к Византии (395 г), христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю. Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 г. не затронуло церковь, как сооружение, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. Позже церковь была куплена у христиан и разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть.

Гробница Иоанна Крестителя (Яхья) с частью Главы внутри мечети

Гробница Иоанна Крестителя (Яхья) с частью Главы внутри мечети

По рассказам, Глава Иоанна была здесь всегда, но нашли её только во время возведения самой мечети. Халиф хотел избавиться от святыни, но только дотронулся до неё, как не мог сойти с места и решил оставить реликвию в покое. На поклонение святыне в мечеть Омейядов приходят и христиане, и мусульмане.

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ

По одной из версий, после падения Константинополя реликвия была перенесена в Армению и по сей день находится в Гандзасарском монастыре, в Нагорном Карабахе. Повествование о том как голова Святого Иоанна оказалась в Гандзасаре можно найти в рукописи Мовсеса Каганкатваци — «История Страны Агванк» (Алуанк).

Гандзасарский монастырь. Нагорный Карабах

Гандзасарский монастырь. Нагорный Карабах

Согласно преданию, некий князь выкупил реликвию и забрал её с собой в Константинополь. При взятии Константинополя святыню хотели похитить и увезти в Европу. Но князь, взяв с собой голову, бежал в Иверию (Грузию), где она попала к брату главы Арцаха Джалала Дола. В 1211 году, Асан Джалал Вахтангян отправляется в Грузию — забрать голову Иоанна у брата. Брат отказывается передать ему реликвию. Асан Джалал забирает её силой, возвращается в Арцах и помещает в родовую усыпальницу. Над усыпальницей он построил церковь и при освящении назвал её именем святого Иоанна (ныне собор Гандзасарского монастыря).

ГРЕЦИЯ

Частицы главы Иоанна Крестителя находятся в афонских монастырях Хиландар, Дохиар, Ставроникита (челюсть) и в других. В монастыре прп. Дионисия хранится часть мозга Иоанна Предтечи в виде восковой массы, а также, по преданию, там до XVIII в. находилась глава, подаренная монастырю валашским господарем Нягое Басарабом в XVI в. Во время русско-турецкой войны монахи везли главу в метохий монастыря на острове Айос-Эфстратиос для освящения воды и встретились с турецким военным кораблем, который забрал святыню (по др. версии, глава была украдена пиратами из-за драгоценной раки); затем она была передана султану Мустафе III и хранилась в его сокровищнице до 1845 г., после чего находилась в мечети Омейядов в Дамаске. Согласно арабской традиции, часть главы, почитающаяся ныне в мечети Омейядов, была найдена во время постройки мечети в VIII в. халифом аль-Валидом I (на ее месте до арабских завоевания была христианская базилика во имя Иоанна Предтечи).

Монастырь Дохиа́р на на Святой Горе Афон

Монастырь Дохиа́р на на Святой Горе Афон

Кровь Иоанна Предтечи неоднократно упоминается в разных источниках — например, среди святынь Великой Лавры. В настоящее время кровь хранится в монастырях Ксенофонта преподобного, Эсфигмен и в Халкинской богословской школе в Стамбуле, кровь и земля с места Усекновения главы — в Иоанна Предтечи монастыре близ Сереса.

Части мощей находятся в Иверском монастыре (крупный фрагмент), в монастырях Ватопед (часть десницы) и Пантократор , в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, в Киккском монастыре (Кипр), в Большом Метеорском монастыре (часть левой руки), в монастыре святого Иоанна Предтечи (Макринос) близ Мегары (частица левой руки с кровью), церкви Святого Георгия «деи Гречи» в Венеции и других.

Глава Иоанна Предтечи

Глава Иоанна Предтечи

Так же рекомендуем почитать более подробное описание в Православной Энциклопедии т. 24 с. 528-577

 

Источники: 1, 2, 3, 4

 

 

 

Просмотры (223)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели