Император Иоанн Кантакузин (в монашестве Иоасаф Христодул)

Размещено Авг 18, 2016 в Статьи | 0 комментариев

Живоначальная Троица над двойным портретом Иоанна-Иоасафа Кантакузина. 1375. Миниатюра из Богословского сборника Иоанна VI Кантакузина. Парижская Национальная библиотека, Paris,gr. 1242.f. 123v

Живоначальная Троица над двойным портретом Иоанна-Иоасафа Кантакузина. 1375. Миниатюра из Богословского сборника Иоанна VI Кантакузина. Парижская Национальная библиотека, Paris,gr. 1242.f. 123v. Образ Иоанна раскрывается в изображении в виде его и императорского и монашеского служения

 

Иоанн VI Кантакузин (около 1293, Константинополь — 15 июня 1383, Мистра), император Византийской империи в 1341—1354 гг. Из знатного рода Кантакузинов. Главнокомандующий императорских войск при Андронике III. Регент при малолетнем Иоанне V Палеологе, поднял против него в 1341 году мятеж, через шесть лет взял Константинополь и провозгласил Иоанна V своим младшим соправителем. В борьбе с политическими противниками заключил союз с турками-османами. В 1353 провозгласил соправителем своего сына Матфея, который до 1357 контролировал Фракию фактически как независимый царь, а затем был деспотом Мореи.

В 1354 был низложен и в 1355 постригся в монахи под именем Иоасаф Христодул. В монастыре написал «Истории», охватывающую период с 1320 по 1356, где описал в том числе события, в центре которых был сам. Несмотря на тенденциозность, «Истории» относится к числу лучших византийских сочинений этого жанра.

Полная биография

Византийский император, правивший в 1341—1354 гг. Родился около 1295 года. Скончался 15 июля 1383 года.

Иоанн VI Кантакузин и члены духовного собора 1351 года (Bayet Ch. Byzantine Art. New York Parkstone Press International, 2009)

Иоанн VI Кантакузин и члены духовного собора 1351 года (Bayet Ch. Byzantine Art. New York Parkstone Press International, 2009)

Иоанн, наделенный от природы глубоким умом и разнообразными способностями, принадлежал к очень известному и богатому роду Кантакузинов. В молодости он был большим приятелем Андроника III Младшего и оказал ему большую поддержку деньгами, войсками и советами в войне с дедом Андроником II. Он был затем участником всех его войн и развлечений, и во многом благодаря Иоанну царствование Андроника III не было лишено некоторого блеска. После смерти Андроника в 1341 г. престол перешел к его восьмилетнему сыну Иоанну, регентом которого стал Кантакузин. Но не успел Иоанн вступить в свои полномочия, как ему пришлось защищаться от нападок старого врага, Алексея Апокавка, занимавшего должность дуки флота. Настроив против Кантакузина императрицу-мать Анну Савойскую, патриарха Иоанна и синклитиков, Апокавк стал нападать на регента, оспаривать его права и втайне готовить переворот. Однажды ночью его сторонники ворвались в дома знати, поддерживавшей Кантакузина, разгромили и разграбили их. Многие друзья регента и его мать оказались в тюрьме, а его собственные имения конфискованы в казну. Впрочем, сам он избежал опасности и укрылся в своем родном городе Дидимотике. Здесь 26 октября 1341 г. сторонники провозгласили Кантакузина императором. Но даже совершая это мятежное деяние, Кантакузин старался проявить свою преданность царствующему дому: приказал провозглашать имена Иоанна Палеолога и Анны Савойской прежде своего имени и имени своей супруги.

В начавшейся затем войне Кантакузин первое время терпел неудачи. Собрав войска, он подступил к Константинополю, но иноземцы-наемники изменили ему, а солдаты разбежались. Он отошел к Фессалонике, потерпел здесь новое поражение и в 1342 г. с остатками армии укрылся в Сербии. Король Стефан Душан сперва оказал Кантакузину радушное гостеприимство, однако потом стал склоняться на сторону его врагов. Весной 1343 г. Иоанн во второй раз безуспешно пытался овладеть Фессалоникой. Разбитый, он бежал в Сербию. В это время болгары осадили Дидимотику, где заперлась жена Иоанна императрица Ирина с остатками своих сторонников (Гиббон: 63). Казалось, что все дело Кантакузина и его партии погибло, но тут на помощь ему пришел турецкий эмир Умур. С большим флотом и армией наемников он отразил натиск болгар, а затем поддержал наступление кантакузинистов. Уже осенью Иоанн овладел многими фракийскими городами и замками. К лету 1345 г. в руках Анны Савойской и ее партии остались только Константинополь, Фессалоника и полуостров Галлиополи. В июне того же года погиб Алексей Апокавк. Но и Кантакузин потерял поддержку турок — его друг Умур, отвлеченный войной в Азии, покинул его. Иоанн нашел другого союзника — турецкого эмира Орхана, и в 1346 г. выдал за него свою дочь Феодору (Дашков: «Иоанн Кантакузин»). Одержав с помощью турок новые победы, Кантакузин в начале 1347 г. подступил к Константинополю. Итальянец Фаччиолати, новый дука флота, был подкуплен Иоанном. 3 февраля он приказал открыть Золотые ворота и впустил кантакузинистов в столицу. Анна Савойская, уступая настоятельным просьбам друзей, согласилась заключить мир. По его условиям, Иоанн Палеолог сохранил за собой престол, но на десять ближайших лет должен был уступить верховную власть Кантакузину. Анна согласилась также на брак своего сына с дочерью его соправителя. На императорском троне стали восседать сразу два императора и три императрицы. Обе стороны обещали забыть все взаимные обиды.

Коронация и свадьба были отпразднованы с единодушной радостью и пышностью, но и радость и пышность были обманчивы. Во время последних смут государственные сокровища были расхищены. Для того чтобы сводить концы с концами, Анна была вынуждена продать не только столовое серебро и дворцовую мебель, но даже драгоценные камни из императорской короны. На свадебном пиру кушанья подавались в оловянной и глиняной посуде, а недостающие камни в короне были заменены цветными стеклышками. Положение страны было ничуть не лучше — она была ослаблена и разорена. В дополнение к прежним несчастьям в 1348 г. в империи, как и во всей Европе, началась эпидемия чумы, от которой умерла треть населения. Насколько ничтожны были тогда силы государства, показали события следующего года. В 1349 г. генуэзцы, владевшие со времен первого Палеолога колонией Галата вблизи Константинополя, потребовали у императора передать им для строительства новых укреплений возвышенность за северной стеной Константинополя. Иоанн отказал. Тогда генуэзцы силой захватили спорные земли, окружили их укреплениями, а затем сожгли в гавани византийские галеры. Это было началом войны. Кантакузин обложил виднейших граждан чрезвычайной податью и на эти деньги распорядился построить девять новых галер. Но в первом же бою ромеи в панике бежали со своих кораблей, и генуэзцы захватили их без всякого труда. Бессильный что-либо сделать, император призвал на помощь венецианцев и передал им все торговые привилегии, которыми пользовались до того генуэзцы. В последовавшей затем морской битве генуэзцы нанесли венецианскому флоту поражение. Через три месяца Кантакузин должен был заключить с победителями мир, признав все их захваты и торговые привилегии.

Между тем Иоанн Палеолог только до поры был послушен власти регента. В 1352 г. он восстал против Кантакузина, попытался захватить Адрианополь, а потом бежал в Дидимотику. Кантакузин выступил против него с турецким войском. На уплату жалованья новым наемникам ушли все средства казны, церковная утварь и даже деньги, пожалованные московским князем Симеоном Гордым на ремонт Софийского собора. Теснимый на суше и на море, Палеолог бежал на остров Тенедос под защиту латинян. Сделав свое дело, турки захватили на европейском берегу Геллеспонта крепость Цимпе. В 1354 г. они заняли Каллиополь. Кантакузин вел с эмиром переговоры о возвращении фракийских городов, но не успел довести их до конца.

В ноябре 1354 г. Иоанн Палеолог на двух галерах генуэзца Франческа Гаттилузи с отрядом в 2000 человек вошел в константинопольскую гавань. Когда это маленькое войско вступило в ворота, в столице началось восстание. Кантакузин, по его собственному признанию, еще мог успешно обороняться, но не захотел проливать кровь, добровольно отрекся от власти и постригся в монахи под именем Иоасафа.

Вся его остальная жизнь после этого была посвящена благочестивым занятиям и ученым трудам. Он оставил после себя несколько богословских сочинений и «Историю», в которой описал собственные деяния.

Источник

Подробную биографию и описание трудов императора и монаха Иоанна Кантакузина можно почитать в «Православной энциклопедии» Том 24 страницы 296-309 (кнопка ниже)

Иоанн Кантакузин: статья из Православной энциклопедии — Т.-24-С.-296-309

Перевод творений Иоасафа Христодула с сайта «Восточная литература«

— — -«Истории»- — —
Публикация 1951 г.
Перевод 2011 г.
— — -Диалог с иудеем- — —
Предисловие
Слово 1
Слово 2
Слово 3
Слово 4
Слово 5
Слово 6
Слово 7
Слово 8
Слово 9

В сборнике «Византийский временник» №29 есть статья, посвященная трудам Иоанна Кантакузина
Начиная со страницы 11 приложенной статьи приложены тексты переводов из сборника «Византийский временник»:
1) Беседа Кантакузина с легатом Павлом (в июне 1367 г.);
2) Предисловие Кантакузина к «Опровержениям», направленным против
Прохора Кидониса (между ноябрем 1367 г. и апрелем 1368 г.);
3) Предисловие к «Переписке» Кантакузина с летатом Павлом (в промежутке
между сентябрем 1368 и августом 1369 г.);
4) Письмо Кантакузина епископу Иоанну на Кипр (1371 г.).
Автор перевода: Г. Прохоров

Статья из сборника Византийский временник

Исследования относительно источников биографии Иоанна Кантакузина

Дополнительную информацию по истории Византии можно почитать на сайте Византийское обозрение

Рекомендуемая литература:

Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Против иудеев и другие сочинения

Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Против иудеев и другие сочинения

Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Против иудеев и другие сочинения. Издательство: СПб.:«Издательство Олега Абышко»(Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»)., 2008

Данная книга содержит русский перевод с греческого языка основных апологетических и полемических сочинений византийского писателя XIV в. императора Иоанна VI Кантакузина (ок. 1295-1383), в иноческом чину Иоасафа — видного историка, богослова и публициста, друга Константинопольского патриарха Филофея и покровителя исихастов. В «Беседе с папским легатом Павлом» речь идет о воссоединении Восточной Православной и Римо-католической церквей, но только на основе единства веры и путем созвания нового Вселенского собора, а не как результат подчинения и учительства со стороны латинян. В «Диалоге с евреем Ксе-ном Христодула-монаха. Против иудеев» основные темы рассуждений — о христианском понимании Ветхого Завета, о предуготовлении мира и человечества к пришествию Спасителя, о лице Богочеловека Иисуса Христа, о Св. Троице как едином Боге и о почитании образа Креста, икон и мощей святых. Сочинениям предпослана обширная вступительная статья о жизни и деятельности Иоанна Кантакузина, текст книги снабжен необходимыми историко-богословскими комментариями. Перевод осуществлен доктором филологических наук, заслуженным профессором Санкт-Петербургской Духовной академии Г. М. Прохоровым. Для всех интересующихся историческими путями Православия.

Просмотры (228)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели