Икона Божией Матери Махериотисса

Размещено Дек 10, 2015 в Фото | 6 комментариев

Икону эту русские паломники называют еще Махерасской, Махеритиссой и Ножевной.

Образ — один из семидесяти, написанных святым Апостолом и Евангелистом Лукой. Во времена жестоких преследований иконоборцев [1], неизвестный подвижник перенес икону Богородицы из Царицы городов [2] через Малую Азию на Кипр. Здесь, перед самой кончиной, он спрятал ее в пещере высокой труднодоступной горы, названной впоследствии Ножевной. Со временем пещера заросла кустарником, — его колючие ветви хранили икону долгие годы.

Икона Божией Матери Махериотисса

Икона Божией Матери Махериотисса

Пролетели столетия. В XII веке один палестинский отшельник именем Неофит из-за набегов сарацинов перебрался на Кипр. Он поселился в монастыре святого Иоанна Златоуста в Куцовенти, расположенного в горах Пентадактилос [3]. Оттуда преподобные Неофит и его послушник Игнатий каждый день наблюдали потоки чудесного света в Ножевных горах, и однажды отправились в путь, чтобы узнать причину дивного явления. Подойдя ближе, святые увидели, что свет льется из пещеры, вход в которую зарос колючим кустарником. Невдалеке они нашли нож и услышали глас Богородицы, повелевавший расчистить пещеру. Так, освобождая путь, отсекая и вырубая колючие ветви, подвижники обрели икону. Впоследствии она получила название Махериотисса [4]. Найденный образ с радостью был перенесен преподобными в новое место молитвенных подвигов, — так был основан скит в Ножевной горе.

После смерти преподобного Неофита к святому Игнатию присоединился новый брат, Прокопий. Вместе они решили основать монастырь с общежительным уставом. Для этого они отправились в Константинополь к императору Мануилу Комнину [5] и свое намерение представили ему. Император взял доброе начинание под свое покровительство, пожертвовав на новое дело немалые средства. Золотая булла гласила, что монастырь получает статус царского и особое покровительство Византийских императоров. Другим указом монастырю была дарована ставропигия.

Преподобные возвратились на Кипр. В лесах Ножевной горы они поставили храм во имя Пресвятой Богородицы и несколько келий. По смерти святого Прокопия св. Игнатий остался с пятью-шестью монахами, а позже в монастырь поступил прп. Нил, будущий игумен и летописец обители.

Жестокие засухи поразили в то время Кипр, крестьяне бедствовали, трудно приходилось и монастырю. Преподобный Нил отправился в Киликию за помощью и запасами, а по возвращении св. Игнатий возложил на него бремя управления братством. Новый игумен в первую очередь озаботился подтверждением императорских привилегий, и вскоре обитель окрепла и процвела.
В «Житийных правилах», написанных святым Нилом в 1201 году, говорится о многочисленной братии, проходивших послушания кузнецов, виноградарей, строителей, пастухов, казначеев, гостиничных, ризничих, келейников, вратарей и многих иных. Жизнь они проводили в строгости.

На иконе четверо основателей обители изображаются так: святой Неофит — с иконой Пресвятой Богородицы, которую он обрел, святые Игнатий и Прокопий держат в руках основанный ими храм, а святой Нил — хартию с написанным им уставом.

Преподобные основатели монастыря Неофит, Игнатий, Прокопий и Нил. Икона из соборного храма обители

Преподобные основатели монастыря Неофит, Игнатий, Прокопий и Нил. Икона из соборного храма обители

Пресвятая Богородица через Свой образ подавала множество чудес и исцелений. Престольный праздник обитель отмечала в день Введения, а 13-го декабря совершали торжество в честь преподобных основателей монастыря — Неофита, Игнатия и Прокопия.

Μαχαιριωτισσα

Μαχαιριωτισσα

Святой Нил позже был поставлен на свещник епископства в древнем Тамассосе, а преемником на игуменстве остался Иоаким. Предполагают, что между 1214 и 1221 годами св. Нил мог быть архиепископом Кипрским.

Владычество франкской династии Лузиньянов с 1192 по 1489 годы принесло острову множество бед. Новосозданная католическая церковь Кипра всеми силами стремилась духовно поработить народ, по обыкновению, не стесняясь в средствах, а главнейшим своим врагом справедливо считала православные монастыри и духовенство.

Μαχαιριωτισσα (Чудотворный образ Богородицы в соборном храме монастыря Махера)

Μαχαιριωτισσα (Чудотворный образ Богородицы в соборном храме монастыря Махера)

В середине двадцатых годов XIII века из монастыря Кало Орос в Малой Азии прибыли отцы Иоанн и Конон с помощником Матфеем (в монашестве Марк), чтобы духовно поддержать притесняемых православных. Они поселились в монастыре Ножевной горы Махера, к ним присоединился и киприот Феодор (в монашестве Феоктист). Позднее все четверо перешли на жительство севернее, в Кантарасский монастырь. Туда же однажды отправились посетить их и два махерасских брата: Геннадий и Герасим.

Монастырь Махера поздней осенью

Монастырь Махера поздней осенью

Все братство Кантарасского монастыря, включая двух пришедших из Махераса, арестовали за твердость в Православии и бросили в никосийскую тюрьму. Три года продолжались издевательства и пытки. Но не сломился дух исповедников: они мужественно отстаивали чистоту своей веры и обличали вероотступников и латинскую ересь.

Наконец, в 1231 году, католики замучали всех, привязав святых к лошадям, протащив по острым камням русла реки Педиэас, а затем сожгли на костре.

Святые преподобномученики Геннадий и Герасим зверски убитые латинянами

Святые преподобномученики Геннадий и Герасим зверски убитые латинянами

Вот имена тринадцати преподобномучеников Кантарасских: Иоанн, Конон, Иеремия, Марк, Кирилл, Феоктист, Варнава, Максим, Феогност, Иосиф, Герман, Геннадий Махерасский, Герасим Махерасский.

Их бесстрашие и мужество в исповедании истинной веры воодушевило весь Кипрский народ, который до сих пор торжественно чтит память преподобномучеников в день страдальческой их кончины, 19 мая. Берега реки Пэдиэас украшает часовня в их честь.

 

МОНАСТЫРЬ БОГОМАТЕРИ МАХЕРАС

Монастырь Богоматери Махерас — один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре. Он был основан в последние годы XII столетия. Монастырь окружен прекрасными лесами земель Махерас в Троодосе, по направлению к Никосии.

Монастырь Богоматери Махерас

Монастырь Богоматери Махерас

Он находится в поблизости от деревни Лазания и горы Киония, которая так же известна, как гора Махерас, вершина достигает высоты 1423 метра. Эта местность располагается к югу от монастыря. Сам же монастырь построен на высоте 870 метров над уровнем моря и до него можно добраться, пройдя через деревню Капедис.

Трехнефовая церковь, сохранившаяся до наших дней, была построена между 1892 -1900, заменив собой прежнюю, сожженную до тла. Резной деревянный иконостас относится к 1919 году. Церковь окружена различными службами, принадлежавшими монастырю. Весь комплекс представляет собой квадратную площадь. Вышеупомянутые службы были построены после 1892 года. Крытые монастырские аркады достигают 19 метров в высоту и относятся к 1900 году.

Чудотворная икона Богоматери Махерас считается одной из 70-ти аналогичных икон, написанных Лукой-Евангелистом. Икона была доставлена на Кипр неизвестным отшельником тайно из Малой Азии во время правления иконоборцев между VII и IX вв. Этот неизвестный отшельник искал укрытия в горах Махерас, где и поселился. После его смерти, икона оставалась там вплоть до пришествия отшельников Неофита и Игнатия, примерно в 1145 году. Божественное провидение открыло им вход в пещеру, скрытый за кустами. Согласно сказанию, по промыслу Божию у них в руках оказался нож, которым они срезали кусты, чтобы добыть икону. Таким образом, икона получила название «Махериотисса» («махери»- нож) или, она известна под более распространенным названием Богоматерь Махерас. Одноименный монастырь был выстроен на том самом месте, где была найдена икона. Эпитет «Махерас», который был дан иконе Богоматери, также относится к горе и окружающим землям.

Монастырь Богоматери Махерас является одним из трех ставропигиальных монастырей на Кипре. Первоначально монастырь представлял из себя небольшую пустынь. Неофит и Игнатий были первыми монахами, населявшими это место. После смерти Неофита, другой старец по имени Прокопий поселился с Игнатием.

Примерно в 1172 году двое монахов посетили Константинополь и попросили о поддержке императора Мануила Комнина в год по 50 монет для возведения на горе монастыря.

По возвращении монахи построили часовню в честь Богородицы и кельи. По завершении строительства монастыря умирает монах Прокопий, оставляя Игнатия и двух других монахов, пришедших в скит. После смерти Игнатия отцом-настоятелем монастыря становится Нил. Он построил церковь, увеличил количество монашеских келий и возвел стены.

Позднее, по сохранившимся данным, количество монахов сильно увеличилось. Они были пастухами, земледельцами, пекарями, виноделами, медниками, пахарями и т.д.

После Нила настоятелем стал Иоаким. Мы не располагаем информацией о судьбе монастыря вплоть до 1231 года. В 1340 королева Алисия, жена короля Франка Хуго IV, была исцелена после того, как приложилась к распятию. Согласно летописцу Леонтию Махерасу, тремя годами ранее в 1337 году, Алисия была наказана Богоматерью за то, что ворвалась в монастырь и зашла в церковное святилище. В 1385 году король Джеймс I провел 39 дней в монастыре вместе во своей женой Элоизой. В 1393 году, когда на Кипре распространилась эпидемия чумы, король Джеймс, его жена и двор вновь на долгое время расположились в монастыре.

Согласно надписи, сделанной на камне, монастырь Махерас был полностью уничтожен в 1530 году пожаром и спасена была только икона Божьей Матери. Это происшествие положило начало великому пробелу в судьбе монастыря, последующие сведения о котором относятся к XVII веку. Леонтий был новым отцом-настоятелем, собиравшем деньги на реставрацию и в 1697 году была отремонтирована монастырская церковь. Его приемник неизвестен, в 1720 году отцом-настоятелем стал Парфений арабского происхождения. Парфений приехал на Кипр в очень раннем возрасте. Он выучил греческий язык и позже стал монахом в монастыре Махераса.

Согласно Архимандриту Киприану, Парфений восстановил монастырь, добавив к нему множество других служб, виноградников и прочих земель. В 1760 году монастырь обладал всеми привилегиями. Парфений умер в 1766 году и его приемником стал Иоанникий II, который продолжал вести реставрационные работы. В 1873 году он послал архимандрита и казначея монастыря вместе с дьяконом Киприаном, который в последствии станет Кипрским Архиепископом, в Молдовлахию для сбора податей. В 1794 году с той же целью в Молдовлахию была отправлена вторая экспедиция. В 1795 привилегии монастыря были заново оглашены Патриархом Константинопольским Герасимом III. В 1796 году приемником Иоанникия стал Герман, который занимал этот пост до 1827 года. Герман способствовал выплате большей части долга монастыря. В момент его назначения отцом-настоятелем долг монастыря исчислялся в 48000 грошей, а к моменту его смерти сократился до 15000 грошей. Между 1843 и 1848 Каллиник I стал отцом-настоятелем и затем его сменил Иезекииль. В 1857 году Иезекиилю пришел на смену Каллиник II, пробывший до 1868 года. Приемником Каллиника II был Христофор. Ему на смену в свою очередь пришел в 1892 году Игнатий II, который занимал этот пост вплоть до 1900 года.

5 сентября 1892 года пожар, произошедший на свечном складе вновь до тла сжег монастырь Махерас. Монахам удалось спасти его сокровище — икону. Митрофан стал отцом-настоятелем монастыря с 1900 по 1937 год. С 1937 года, когда Митрофан сложил свои полномочия, и до 1948 года должность оставалась вакантной из-за законов, введенных британскими властями после беспорядков 1931 года. Архимандрит монастыря Григорий пребывал в качестве отца-настоятеля. Григорий сложил с себя полномочия в 1948 году и на его место был назначен Ириней. Он занимал этот пост до 1960 года, пока его не сместил Священный Синод. Иринея сменил Ирпидий, занимавший пост до 1964 года. С того дня и до 1987 года Архимандрит Дионисий занимал пост отца-настоятеля монастыря.

Решением Святейшего Синода Дионисия заменил Архимандрит Харитон в 1987 году. Работа по переписке книг Эклизиаста велась в монастыре Махерас с XVII века. Большинство отцов-настоятелей также принимало участие в этой работе. Также в монастыре функционировала переплетная мастерская.

Во Франкский период монастырь Махерас имел много зависимых провинций и огромные земельные владения, пожертвованные верующими. Монастырь сыграл важную роль во время четырехлетней вооруженной борьбы 1955-1959 годов. Существует особая связь между монастырем, героем Григорием Афксентиу и его жертвоприношением в своем убежище (был сожжен заживо в пещере, облитой бензином), которое находится неподалеку от монастыря. Он был опорой религиозного и национального самосознания. Он был важным центром оказания медицинской помощи и поддержки населению. Во время османской оккупации, в монастыре располагалась греческая школа.

Во времена турецкого владычества монастырь подвергался сильным гонениям. Насилие резко возросло в июле 1821 года, которое ознаменовалось кровавой резней греков на острове, учиненной турками. Герман, который в то время был отцом-настоятелем монастыря, был одним из немногих церковных служителей, который с огромными трудностями спасся от этой бойни. Турки конфисковали большую часть собственности монастыря, что значительно увеличило его долг.

Монастырь Махерас привлекает как туристов, так и местное население. Многие из посетителей посещают близлежащие леса, чтобы приблизиться к природе в этом тихом месте. Дорога, ведущая в Капедис и монастырь Махерас проходит через лес Махерас. Существует однако хорошая система телекоммуникаций. Место, специально приспособленное для экскурсий, называется Киония, находится в пределах лесной зоны и готово разместить до 250 человек. К востоку от пика Кионии находится аналогичное место под названием Мандра ту Камбу, в котором могут разместится 350 человек.

Источник


_________________________

[1]. 730 — 843 гг.
[2]. То есть Константинополя.
[3]. Гора северной кипрской горной гряды, похожа на ладонь с пятью пальцами, потому так и называется. Ныне — на оккупированной территории Северного Кипра.
[4]. Другие названия, встречающиеся в источниках: Махера, Махерас, Панагия Махера, Богородица Махера, Божия Матерь Махераса, Ножевая, Ножевная.
[5]. Годы правления — с 1143 по 1180.

Источники и литература:

1. Соцветие молитвенных последований Царского и Ставропигиального монастыря Махера. (Α̉νθολογία α̉σματικω̃ν α̉κολουθιω̃ν). Кипр, 2001 г. На древнегреческом языке.
2. Святой Царский ставропигиальный монастырь Махера. Краткая история. Издание монастыря Махера. Кипр, 2011 г. На русском языке.
3. Кипрская минея, том 7, август. Левкосия Кипрская, 2000 г.
4. Тринадцать преподобномучеников монастыря Кантарас, латинянами убиенные. Священный царский и ставропигиальный монастырь Махера. Издание 3-е. Кипр, 2010 г. На древнегреческом языке с параллельным новогреческим текстом.

ἡ Μακαρία μοναχή

Служба и краткая история обретения

Источник

Просмотры (6282)

6 комментариев

  1. Я туда хочу.

  2. Необычно красивое, компактное и благоговейное место, великолепный Храм, где есть не только Икона Махериотисса, но и огромная Икона Георгия-Победоносца, можно написать записочки и поставить свечи, посещение Храма дает успокоение и какую то уверенность в жизни. Подворье в красивейших горах и очень интересная иконная лавка, не только с церковными сувенирами, но и с оливковым маслом, продуктами пчеловодства. Всем советую посетить монастырь!

  3. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста какую молитву читать обращаясь с образу Божией Матери Махериотиссы. Спасибо

  4. Храни Господь и Царица Небесная! Спаси Христос!

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели