…Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, ко всем милосердого, благого и снисходительного (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 249).
***
…Когда Господь, как человек, крестится во Иордане, — мы в Нем и Им омываемся, и когда приемлет Он Духа — мы чрез Него делаемся духоприемными (свт. Афанасий Великий, 2, 237).
***
Равна потеря — умереть ли, не сподобившись крещения, или принять такое крещение, в котором недостает чего-либо одного из преданного. А кто не сохраняет навсегда того исповедания, какое произнесли мы при первом нашем введении, когда, освободившись от идолов, приступили к Живому Богу, и кто не содержит его в продолжение всей своей жизни, как безопасного хранилища, тот сам себя делает чуждым обетований Божиих, поступая вопреки собственному своему рукописанию, какое дал в исповедании веры. Ибо если крещение для меня — начало жизни, и этот день — день пакибытия, первый из дней, то очевидно, что всего драгоценнее и то слово, которое произнес я в благодати сыноположения (свт. Василий Великий, 7, 228—229).
***
Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом (свт. Василий Великий, 7, 240).
***
Поелику в крещении предположены две цели: истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во святыне, — то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь (свт. Василий Великий, 7, 240—241).
***
…Великое Таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения (свт. Василий Великий, 7, 241).
***
Какое намерение и какая сила крещения? Чрез него крещаемый изменяется в уме, слове и деле, и по данной ему силе делается тем же, что Родивший его (свт. Василий Великий, 7, 330).
***
Что свойственно рожденному водою <в крещении>? Как Христос однажды умер греху, так и он должен быть мертв и недвижим на всякий грех… (свт. Василий Великий, 7, 417).
***
Что свойственно рожденному Духом <в крещении>? В данной мере стать таким, каков и Тот, от Кого рожден… (свт. Василий Великий, 7, 418).
***
…Не крестившийся не просвещен, а без света как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога (свт. Василий Великий, 8, 193).
***
Если бы Израиль не перешел через море, то не был бы отлучен от фараона; и ты, если не пройдешь через воду <крещения>, не выйдешь из-под горького диаволова мучительства (свт. Василий Великий, 8, 195).
***
Крещение — искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения (свт. Василий Великий, 8, 199).
***
Однажды навсегда отрекся ты от сатаны и от ангелов его и при многих свидетелях вступил в завет со Христом… Не пренебрегай сим… <ибо в день Суда> услышишь неприятное для тебя слово: от уст твоих сужду ти, лукавый рабе (Лк. 19, 22) (прп. Ефрем Сирин, 30, 61).
***
…Сказано: отрекаюсь сатаны и всех дел его. Каких дел? — Выслушай: блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, татьбы, зависти, отравления, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности; отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия, отрекаюсь глумления, играния на свирели, бесовских песен, деторастления, гадания по полету птиц, вызывания духов, гадательного писания на листьях; отрекаюсь идоложертвенного, крови, удавленины и мертвечины… нет и времени перечислить все… отрекаемся… всего, именуемого худым, что только ненавидит Бог (прп. Ефрем Сирин, 31, 328-329).
***
Кто по приятии благодати <крещения> делает… лукавые… дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не воспользует ему, пребывающему во грехе (прп. Ефрем Сирин, 31, 329).
***
…Божественный и утешительный Дух, данный апостолам, и чрез них преподанный Единой и Истинной Церкви Божией с минуты крещения по мере веры, различно и многообразно пребывает в каждом, приступившем ко крещению с чистой верою, и каждый для приумножения, возделания и приращения получает сей мнас, как сказано в Евангелии (см.: Лк. 19, 13) (прп. Ефрем Сирин, 32, 320).
***
Пришел Господь, и ту светлость и славу, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему крещением (прп. Ефрем Сирин, 33, 476).
***
Крещение принимает нас (в свое лоно) загрязненными в грехах и как бы ржавчиною поврежденными и возрождает из лона своего очищенными от греха (прп. Ефрем Сирин, 37, 37).
***
Господь даром прощает грехи многих, и крещение Его даром освобождает верующих от наказания (прп. Ефрем Сирин, 37, 145).
***
Великое дело — …крещение; оно — искупление пленным, оставление прегрешений, смерть греха, пакибытие души, светлое одеяние, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслаждение, предуготование Царствия, дарование всыновления (свт. Кирилл Иерусалимский, 66, 17).
***
Через <крещение>… образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается (свт. Григорий Богослов, 13, 112—113).
***
Крестил Моисей, но в воде, а прежде сего в облаке и в море (1 Кор. 10, 2), и сие имело преобразовательный смысл… Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водою только, но и в покаяние (Мф. 3, II), однако же не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом. Крестит и Иисус, но Духом — в сем совершенство… Знаю и четвертое крещение — крещение мученичеством и кровию, которым крестился Сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поскольку не оскверняется новыми нечистотами. Знаю также еще и пятое — слезное, но труднейшее; им крестится измывающий на всяку нощь ложе свое и постелю слезами (ср.: Пс. 6, 7)… (свт. Григорий Богослов, 14, 267—268).
***
Просвещение есть светлость душ, изменение жизни, вопрошение совести, которая от Бога (1 Пет. 3, 21). Просвещение есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение… есть лучший и величественнейший из даров Божиих. Как есть именуемое Святая Святых и песни песней, поколику последние многообъемлющие и особенно важны, так и оно светлее всякого иного возможного для нас просвещения (свт. Григорий Богослов, 14, 273—274).
***
Мы именуем <крещение> даром, благодатию, крещением, помазанием, просвещением, одеждою нетления, банею пакибытия, печатью, всем, что для нас досточестно. Именуем даром, как подаваемое тем, которые ничего не привносят от себя; благодатию, как подаваемое тем, которые еще и должны; крещением, потому что в воде спогребается грех; помазанием, как нечто священническое и царское, потому что помазывались цари и священники; просвещением, как светлость; одеждою, как прикровение стыда; банею, как омовение; печатью, как сохранение и знамение господства. О сем даре сорадуются небеса, его славословят Ангелы, по сродству светлости, он есть образ небесного блаженства, его желаем и мы воспеть, но не можем, сколько должно (свт. Григорий Богослов, 14, 274).
***
…Благодать и сила крещения не потопляет мира, как древле, но очищает грех в каждом человеке и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением. Поскольку мы состоим из двух естеств, т. е. из души и тела, из естества видимого и невидимого, то и очищение двоякое, именно: водою и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое в то же время совершается нетелесно и невидимо; одно есть образное, а другое истинное и очищающее самые глубины; а сие, вспомоществуя первому рождению, из ветхих делает нас новыми, из плотских, каковы мы ныне, богоподобными, разваряя без огня и воссозидая без разрушения. Ибо… под силою крещения разуметь должно завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты (свт. Григорий Богослов, 14, 277).
***
…Нет другого ни возрождения, ни воссоздания, ни восстановления в древнее состояние. Хотя, сколько можно, домогаемся оного со многими воздыханиями и слезами… лучше не иметь нужды во втором очищении, но устоять в первом, которое, как знаю, всем есть общее, и не трудно, и равно открыто <всем>. Ибо страшно, вместо нетрудного врачевания, употреблять труднейшее, отвергнув благодать милосердия, делаться подлежащим наказанию, и вознаграждать за грех исправлением. Да и сколько нужно пролить слез, чтобы они сравнились с источником Крещения? (свт. Григорий Богослов, 14, 278).
***
Со Христом спогребемся чрез крещение, чтобы с Ним и восстать; с Ним низойдем, чтобы с Ним взойти и на высоту, с Ним взойдем, чтобы и прославиться с Ним! (свт. Григорий Богослов, 14, 279).
***
…Будем креститься, чтобы победить, приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови, которые священнее, нежели пепел юнчий, кропящий оскверненныя (Евр. 9, 15), имеющий силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех, ибо какал была бы нужда очищаться тем, которые однажды очищены? Крестимся ныне, чтобы не потерпеть принуждения завтра; не будем отдалять от себя благодеяние, как обиду; не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено было нам больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами, не станем обременять себя сверх того, что можем понести, чтобы не потонуть вместе с кораблем и не подвергнуть кораблекрушению благодать, погубив все, когда надеялись получить больше (свт. Григорий Богослов, 14, 281).
***
Пусть дар <крещения> с торжеством приемлется, а не с плачем; пусть талант отдается в обращение, а не зарывается в землю; пусть будет какой-нибудь промежуток между благодатью и кончиною, чтобы не только изгладились худые письмена, но и написаны были на их месте лучшие, чтобы тебе иметь не только благодать, но и воздаяние, не только избежать огня, но и наследовать славу, которую приобретает дар, отданный в обращение. Одни низкие духом почитают великим делом избежать наказания, а возвышенные духом домогаются и награды (свт. Григорий Богослов, 14, 282—283).
***
…Спасение свое всегда соделывай, и всякое время да будет благовременно для крещения… (свт. Григорий Богослов, 14, 284).
***
Если… предоградишь себя печатью <крещения>, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древле Израиль нощною и охраняющею первенцев кровию и помазанием (см.: Исх. 12, 13), тогда что может тебе приключиться?.. Сие и во время жизни весьма важно для твоей безопасности (и вору нелегко покуситься на овцу, на которой положен знак, а не имеющую на себе знака без опасения украдут), и по отшествии от жизни — прекрасный погребальный покров, который светлее всякой одежды… Пусть все у тебя погибнет, все будет похищено… но ты безопасно окончишь жизнь свою, не утратив ни одного из пособий, дарованных тебе Богом ко спасению (свт. Григорий Богослов, 14, 285).
***
<Лукавый>, не имея возможности явно убедить тебя — презирать крещение, вредит тебе вымышленною осторожностью, чтобы тебе чего ты страшился, когда сам не примечаешь, потерпеть то от страха, и поскольку ты опасался растлить дар, через сие самое опасение лишиться дара… и никогда не оставит своего двоедушия, доколе видит, что мы поспешаем к небу, откуда он ниспал…
Доколе ты оглашенный, дотоле стоишь в преддверии благочестия; а тебе должно взойти внутрь, пройти двор, видеть Святая, приникнуть взором во Святая Святых, быть с Троицею. Велико то, за что у тебя брань, великое потребно тебе и ограждение. Противопоставь щит веры: враг боится, когда вступаешь в сражение с оружием. Для того желает видеть тебя обнаженным от благодати, чтобы удобнее было победить безоружного и ничем не охраняемого (свт. Григорий Богослов, 14, 286—287).
***
У тебя есть младенец? — Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Нет никакой… нужды в привесках и нашептываниях, вместе с которыми входит лукавый, привлекая к себе от легковерных благоговение, должное Богу. Дай своему младенцу Троицу — сие великое и доброе хранилище (свт. Григорий Богослов, 14, 287—288).
***
…Нет рода жизни, нет состояния, для которого бы крещение не было всего полезнее. Имеющий власть, приими узду; раб — равночестие; унывающий — утешение; благодушествующий — руководительство; убогий — неокрадомое богатство; изобилующий — прекрасное распоряжение тем, что имеешь (свт. Григорий Богослов, 14, 289).
***
…Всего превосходнее сподобиться блага <крещения> и сохранить очищение. Если же невозможно совместить то и другое, то лучше очернить себя иногда несколько мирскими обязанностями, нежели совершенно лишиться благодати, как лучше, думаю, получить иногда выговор от отца и господина, нежели быть от него вовсе отринутым, и лучше озаряться несколькими лучами, нежели быть в совершенной тьме (свт. Григорий Богослов, 14, 290).
***
Крещение, изглаждая грехи, не уничтожает заслуг (свт. Григорий Богослов, 14, 293).
***
<Не имевшие возможности принять крещение> не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда (свт. Григорий Богослов, 14, 294).
***
Нехорошо миновать торжище и потом искать покупок; нехорошо пройти мимо манны и потом пожелать пищи; худо позднее сожаление, худо тогда уже почувствовать свою потерю, когда нет способа отвратить ее, т. е. по отшествии отсюда, по горьком заключении того, что совершено каждым в жизни, по наказании грешников и прославлении очищенных. Посему не медлите приступить к благодати <крещения>… (свт. Григорий Богослов, 14, 296).
***
Стыдно говорить: «Где у меня приношение по крещении? Где светлая одежда, в которой бы просветиться крещением? Где нужное для принятия моих крестителей, чтобы и в этом не остыдить себя? Но сие, как видишь, весьма необходимо и без сего благодать умалится!» Не занимайся мелочами в делах важных, не предавайся низким чувствованиям; таинства важнее видимого; самого себя принеси в дар, во Христа облекись, напитай меня своею жизнью; такому гостеприимству рад я, сие угодно и Богу, Который дарует величайшие блага. Из великого для Бога ничего нет, чего бы не дал и нищий, чтобы нищие и в сем не отставали, не имея чем соревновать с богатыми. И хотя в другом есть различие между богатым и убогим, однако же здесь кто усерднее, тот и богаче. Ничто да не препятствует тебе идти вперед, ничто да не отвлекает назад твоего усердия. Пока желание сильно, получай желаемое; пока горячо железо, закаляй его в холодной воде, чтобы не встретилось чего к пресечению твоего желания. Я Филипп; будь евнухом Кандакии. Скажи и сам: се вода, что возбраняет ми креститися? (Деян. 8, 36). Лови случай, будь рад благу. И, сказав, крестись; и крестившись, спасись. Хотя бы ты был эфиоп телом, убелись душою; получи спасение, которого нет ничего выше, ничего досточестнее для имеющих ум (свт. Григорий Богослов, 14, 297—298).
***
Не вникай в достоверность проповедника или крестителя. У них есть другой Судия, испытующий и невидимое, потому что человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце (1 Цар. 16, 7). А к очищению тебя всякий достоин веры; только был бы он из числа получивших на сие власть, не осужденных явно и не отчужденных от Церкви. Не суди судей ты, требующий врачевания; не разбирай достоинства очищающих тебя; не делай выбора, смотря на родителей. Хотя один другого лучше или ниже, но всякий выше тебя. Рассуди так: два перстня, золотой и железный, и на обоих вырезан один и тот же царский лик, и обоими сделаны печати на воске. Чем одна печать отлична от другой? — Ничем. Распознай вещество на воске, если ты всех премудрее. Скажи, который оттиск железного и который золотого перстня? И отчего он одинаков? Ибо хотя вещество различно, но в начертании нет различия, так и крестителем да будет у тебя всякий! Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере (свт. Григорий Богослов, 14, 298—299).
***
Не гнушайся креститься вместе богатый с бедным, благородный с худородным, господин с тем, который доселе раб его. Ты не окажешь столько смиренномудрия, сколько Христос, в Которого ныне крещаешься, Который для тебя принял и зрак раба. С того дня, в который обновляешься, все старые отличия миновали, все одинаковым образом облекаются во Христа.
Зная, как крестил Иоанн, не стыдись исповедать грех свой, чтобы, подвергшись стыду здесь, избежать оного там, потому что и стыд есть часть тамошнего наказания. Докажи, что действительно возненавидел ты грех, пред всеми открыв и выставив его на позор (свт. Григорий Богослов, 14, 299).
***
Не презирай врачевства заклинания, не ропщи на его продолжительность — и это есть испытание искренности, с какою приступаешь к крещению (свт. Григорий Богослов, 14, 300).
***
Что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их? — Непременно, если настоит опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, чем умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством сему служит осьмодневное обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоторою печатью и совершалось над не получившими еще употребления разума; а также помазание порогов, чрез неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних даю такое мнение: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однакож напечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же сему следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им крещением, без сомнения, гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей (свт. Григорий Богослов, 14, 301—302).
***
Вчера лежал ты на одре расслабленным и недвижимым, и не имел человека, да егда возмутится вода, ввержет тя в купель (Ин. 5, 7), а ныне нашел ты человека вместе и Бога, или лучше сказать, Богочеловека; ты взят от одра или, лучше, сам взял дар и разгласил о благодеянии. Бойся опять слечь на одр, расслабнув от удовольствий греховного и телесного покоя; но иди здравым, помня заповедь: се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14), если после такого благодеяния окажешься худым (свт. Григорий Богослов, 14, 306—307).
***
Помни всегда Христову притчу, это будет для тебя самым лучшим и совершенным пособием. Вышел из тебя нечистый и вещественный дух, изгнанный Крещением. Ему несносно гонение, он не терпит быть бездольным и бесприютным, проходит сквозе безводная места (Мф. 12, 43), где пересох Божественный поток (ибо там любит он быть); скитается, ища покоя, и не обретает (Мф. 12, 43). Приступает к душам крещеным, в которых порчу омыла купель. Боится воды, душит его очищение, как легион издох в море. Опять возвращается в дом, из которого вышел, потому что бесстыден и упорен; снова приступает, новые делает покушения. Если найдет, что Христос водворился и занял место, им оставленное, то снова отраженный уходит без успеха, продолжая свое жалкое скитание. Если же найдет в тебе место пометенное и украшенное (Мф. 12,44), пустое, ничем не занятое, равно готовое к принятию того или другого, кто бы ни пришел первый, поспешно входит, поселяется с большими против прежнего запасами, и будут последняя горше первых (Мф. 12, 45). Ибо прежде была надежда на исправление и осторожность, а теперь явно стало повреждение, через удаление добра привлекающее к себе лукавое; почему для поселившегося обладание местом сделалось тверже (свт. Григорий Богослов, 14, 309).
***
<Купель> очищает грехопадения, но не всегда очищает и нравы. Когда же может очищать и нравы? В том одном случае, если предочистишь их несколько (свт. Григорий Богослов, 16, 184).
***
…Как смерть Началовождя нашей жизни сопровождалась подземным погребением, и произошла по общему закону естества, то подражание смерти, совершаемое нами, изображается в ближайшей к земле стихии <воде>. И как оный Человек свыше, восприняв на Себя мертвость вместе с подземным положением, тридневным восшел опять к жизни, так и всякий, кто в единении с Ним по естеству тела, имея в виду преуспеть в том же, т. е. достигнуть этого предела жизни, — вместо земли наливая воду и погружаясь в этой стихии, троекратным повторением подражает тридневной благодати воскресения (свт. Григорий Нисский, 21, 91).
***
…В образе умерщвления, представляемом посредством воды <крещения>, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла, при стечении двух пособий к истреблению злого: покаяния согрешившего и подражания смерти, — которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведен в ненавидение порока и в отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла (свт. Григорий Нисский, 21, 92).
***
…Необходимо нам в воде предусматривать мысленно благодать Воскресения и чрез это познавать, что равно для нас удобно и креститься в воде, и снова воспрянуть от смерти (свт. Григорий Нисский, 21, 93—94).
***
…Что спасительное возрождение приемлется для обновления и преложения естества нашего, явно это всякому, но человечество само по себе от крещения не приемлет изменения, ни рассудок, ни разумение, ни познавательная способность, ни другое что, собственно служащее отличительною чертою естества человеческого, не приходит в претворение, ибо претворение было бы к худшему, если бы изменилось какое-либо из сих отличительных свойств естества… С изглаждением дурных признаков в естестве нашем происходит переход в лучшее… Если, по слову Пророка, измывшись в сей таинственной бане, стали мы чисты произволениями, смыв лукавства от душ (Ис. 1, 16), то соделались лучшими и претворились в лучшее. Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот… для таких вода остается водой, потому что в рождаемом нимало не оказывается дара Святаго Духа (свт. Григорий Нисский, 21, 106—107).
***
…Когда выставляющий предлогом замедления крещения грехи говорит, что боюсь, то ясно, что он не греха остерегается, но желает долее оставаться в греховной жизни. А имеющие в глубине души такую худую мысль, во-первых, и не удостоиваются благодати, но обманывая себя суетными надеждами, неожиданно поемлются смертию, застигающею тихо и нечаянно, как коварный тать. Но если Бог, по великому Своему долготерпению и благости, и удостоит любителя греха таинств в последний день, они не получат от этого торга столько выгоды, сколько думают. Думают, что для них тотчас же отверзется Царствие Небесное, что они улучат некое жилище, изобильное дивными благами, и удостоятся почестей наравне с праведными. Но это — суетная надежда, обольщающая душу ложным мнением. Как мне кажется, судьба людей в будущей жизни будет троякая, говоря вообще без подразделений. Первый чин достойных хвалы и праведных; второй — и не удостаиваемых почести, и не наказуемых; третий — несущих наказания за грехи свои. Где мы поставим принявших благодеяние крещения перед смертью? Ясно, что в разряд вторых, и это по снисхождению, чтобы и они не лишены были части в человеколюбии, свойственном Богу (свт. Григорий Нисский, 24, 445—446).
***
…Крещение есть очищение грехов, прощение прегрешений, причина обновления и возрождения; возрождение же разумей мыслию созерцаемое, очами не видимое. Ибо подлинно мы не изменим старца в отроча, по слову еврея Никодима и его грубому разумению, и не превратим покрытого морщинами и убеленного сединами в нежное и новорожденное дитя, и невозвратим человека опять в утробу матери; но запятнанного грехами и состарившегося в злых навыках царскою благодатию возвратим к невинности младенца. Потому что как новорожденное дитя свободно от вины и наказаний, так и чадо возрождения, по дару Царя получив отпущение наказания, не подлежит ни за что ответственности. Но такое благодеяние дарует не вода (ибо она была бы тогда совершеннее всего сотворенного), но повеление Божие и наитие Духа, таинственно нисходящего для нашего освобождения; вода же служит для указания очищения. Поскольку тело, оскверненное грязью и нечистотою, мы обыкновенно делаем чистым, омывая его водою, то посему мы ее же употребляем в таинственном действии, чувственным предметом обозначая не телесную чистоту. А лучше, если угодно, остановимся на более тонком исследовании вопроса о бане (крещения), начав как бы с некоторого источника, с заповеди Писания: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3, 5). Для чего два предмета, а не один Дух почитается достаточным для полного совершения крещения? Человек не прост, а сложен, как точно знаем; посему (существу) двойственному и сопряженному (из двух частей) уделены для исцеления его сродные и подобные врачевства; видимому телу — чувственная вода, а невидимой душе — Дух незримый, призываемый верою, неизреченно приходящий. Ибо Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышати, но не веси, откуду приходит, и камо идет (Ин. 3,8); Он благословляет тело крещаемое и воду омывающую. Посему не пренебрегай божественною банею и не почитай ее малоценною, как нечто обыкновенное, по причине употребления воды, ибо Действующий велик и от Него совершается чудное (свт. Григорий Нисский, 25, 4—6).
***
…Вода <крещения>, будучи не чем иным, как водою, когда благословит ее благодать свыше, обновляет человека в мысленное возрождение… Представь мне образ рождения по плоти, и я расскажу тебе силу пакибытия по душе. Скажешь, может быть, как будто давая какое объяснение: семя есть причина, производящая человека. Итак, выслушай взаимно и от нас, что благословляемая вода очищает и просвещает человека. Если же опять возразишь мне: как? Я еще сильнее воскликну тебе в ответ: как влажная и бесформенная сущность делается человеком?.. Повсюду человеческая мысль, бессильная открыть истину, прибегает к этой частице как, подобно тому как не могущие ходить — к седалищу. Коротко сказать: повсюду сила Божия и действие непостижимы и неисследимы, она легко дала бытие всему, чему ни захотела, но сокрыла от нас подробное знание своего действия (свт. Григорий Нисский, 25, 8—9).
***
Почему очищение (совершается) водою? И для какой потребности принимаются три погружения? Чему и отцы научили, что и наш ум согласно с ними принимает, есть следующее. Мы признаем четыре стихии, из которых слагается мир, они известны всем… огонь, воздух, земля и вода. Итак, Бог и Спаситель наш, совершая о нас Домостроительство, снисшел на четвертую из сих стихий, под землю, чтобы отсюда воссиять жизнь. Мы же, приемля крещение, по подражанию Господу и Учителю и Вождю нашему, хотя в землю не погребаемся (ибо она бывает покровом совершенно умершего тела, сокрывая немощь и тление нашего естества), но нисходя в сродную с землею стихию — воду, сокрываемся в ней, как Спаситель в земле. Делая же сие трижды, отображаем на себе тридневную благодать Воскресения и делаем это, не в молчании принимая таинство, но с произнесением над нами имен трех Святых Ипостасей, в Которые мы уверовали, на Которые и уповаем, от Которых происходит и настоящее наше бытие, и будущее существование. Может быть, ты, дерзновенно ратующий против славы Духа, недоволен этим, и завидуешь чести Утешителя, которою чтут Его благочестивые? Перестань же препираться со мною и противоречь, если можешь, словам Господа, которыми законоположено для людей призывание при крещении. Что же говорится в повелении Владыки? Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Почему во имя Отца? Потому что Он — Начало всего. Почему во имя Сына? Потому что Он — Зиждитель твари. Почему во имя Духа Святаго? Потому что Он — совершительная Сила всего. Итак, преклонимся Отцу, дабы освятиться, преклонимся и Сыну, да будет то же самое, преклонимся и Святому Духу, да будем тем, чем Он есть и именуется (т. е. святыми). Нет различия в освящении, как будто бы Отец освящает более, Сын же менее, и Святый Дух менее их обоих. Итак, для чего же ты раздробляешь три Ипостаси на различные естества и соделываешь трех богов, не подобных друг другу, когда от всех (Их) приемлешь одну и ту же благодать? (свт. Григорий Нисский, 25, 9—11).
***
Животворящая сила при возрождении от смерти к вечной жизни действует чрез Святую Троицу в удостоившихся с верою благодати, равным образом несовершенна благодать, когда одно какое-либо из имен Святой Троицы опускается в спасительном крещении, ибо не без Духа во едином Сыне и Отце совершается таинство возрождения; не без упоминания о Сыне, во Отце и Духе, происходит совершение жизни в крещении; также не в Отце только и Сыне с опущением Духа достигается благодать воскресения; посему всю надежду и уверенность в спасении душ наших мы имеем в трех Ипостасях, означаемых сими именами, и веруем во Отца Господа нашего Иисуса Христа, Который есть Источник жизни, и во единородного Сына Отчего, Который есть Начальник жизни, как говорит Апостол (Деян. 3, 15) и в Святаго Духа Божия, о Котором сказал Господь, что Дух есть, Иже оживляет (Ин. 6, 63). И поскольку для нас, искупленных от смерти, благодать нетления, как мы сказали, совершается в спасительном крещении чрез веру в Отца и Сына и Святаго Духа, то, руководимые сим, мы веруем, что к Святой Троице не вопричисляется ничего служебного, ничего тварного, ничего недостойного величия Отца: поскольку едина есть жизнь наша, которая достигается чрез веру во Святую Троицу, истекающая из Отца всех, происходящая чрез Сына и совершаемая во Святом Духе; имея такое убеждение, крещаемся, как повелено, веруем же, как крещаемся, а славословим, как веруем, так что и крещение, и вера, и славословие единогласно бывает во (имя) Отца, Сына и Святаго Духа. Если же кто говорит, что два или три бога или три божества, да будет анафема (свт. Григорий Нисский, 25, 477).
***
Не оставляй веры крещения твоего и не погубляй печати духовной, чтоб Господь пребывал с душою твоею и покрывал тебя в дни зла (авва Евагрий, 89, 613).
***
И ты при крещении получил благодать Божию и стал причастником Духа, если и не столько, чтобы творить чудеса, то сколько нужно иметь для правильной и благоустроенной жизни… (свт. Иоанн Златоуст, 44, 146).
***
Развратник ли кто, или блудник, или идолослужитель, или сделал какое-либо другое зло, хотя бы даже он соединил в себе все человеческие пороки, но если он войдет в водную купель, то выйдет из этих божественных струй чище лучей солнечных (свт. Иоанн Златоуст, 45, 255).
***
…Обрезание передается верным через посредство святого крещения, а святое крещение — образ Христова воскресения (Свт. Иоанн Златоуст, 45, 876).
***
…Бог взял персть от земли и сотворил человека, образовал его; пришел диавол и извратил его; пришел Сам Бог, снова взял человека, восстановил его, обновил его в крещении, и не оставил тела его глиняным, но сделал его «скудельным». Он предал глину огню Духа: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11); крестит водою, чтобы обновить, а огнем, чтобы укрепить (свт. Иоанн Златоуст, 46, 421).
***
Крестит разве человек? Человек простирает десницу, а управляет рукою Бог (свт. Иоанн Златоуст, 46, 438).
***
…Если по какой-нибудь причине нужна тебе царская грамота и ты, подав прошение, получил подписанную грамоту, то ты не исследуешь, каким пером подписал ее царь, и на какой бумаге, и какими… чернилами… Так и в крещении: бумага есть совесть, перо — язык священника, рука — благодать Святаго Духа. Поэтому… чрез того, кто исполняет должность священника, пишет эта рука, мы — служители, а не виновники дела (свт. Иоанн Златоуст, 46, 438).
***
Непозволительно тебе, возлюбленный, жить <после крещения> безразлично; но ты назначь себе законы и правила, чтобы делать все тщательно и обнаруживать великую осмотрительность даже и в отношении к тому, что считается безразличным (свт. Иоанн Златоуст, 46, 826).
***
Спаситель не отменил <Иоаннова> крещения покаяния, но восполнил (призыванием Святой Троицы) и (затем) к этому крещению во имя Святой Троицы присоединил крещение Святым Духом (свт. Иоанн Златоуст, 46, 841).
***
Не станем… назначать детям <имена> случайные… имена отцов, дедов, прадедов и людей, знаменитых родом, но имена мужей святых, просиявших добродетелью, стяжавших великое дерзновение у Бога. Впрочем, и на эти имена пусть не надеются ни родители, ни дети, получающие имена, потому что имя без добродетели не приносит никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст, 47, 192—193).
***
Как… иудеев знамение обрезания отделяло от прочих народов и показывало в них народ, избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных…. Как там обрезание совершается в отложение плоти, так здесь крещение — в отложение грехов (см.: Кол. 2, 11 —12) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 434).
***
…<Благодать крещения> есть безболезненное врачевание, служит для нас источником бесчисленных благ, исполняет нас благодатию Святаго Духа… Всякому и в незрелом возрасте, и в средние годы, и в самой старости дозволяется принимать это нерукотворенное обрезание… через которое отлагается бремя грехов и приобретается оставление прегрешений, соделанных во все время жизни. Так человеколюбец Бог, зная великую немощь нашу и то, что, страдая неисцельно, мы имеем нужду в сильном врачевании и в неизреченном Его человеколюбии, и сообразно тому устрояя наше спасение, даровал нам обновление банею пакибытия, чтобы мы, отложив ветхого человека, т. е. злые дела, и облекшись в нового, шествовали путем добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 47, 440—441).
***
…Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3,27). Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти (свт. Иоанн Златоуст, 49, 368).
***
В крещении чрез чувственную вещь, воду, сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и обновлении (свт. Иоанн Златоуст, 50, 806).
***
…Крещение делает омываемых им из бренных золотыми, когда Дух, наподобие огня, проникает в наши души, попаляя в них образ перстнаго, износит, как бы из горнила, образ небесного (ср.: 1 Кор. 15, 49), образ новый, светлый, блестящий (свт. Иоанн Златоуст, 51, 70).
***
Таинственное возрождение и очищение наше от всех прежних грехов совершается в крещении, но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны — это зависит от нашей воли и заботливости (свт. Иоанн Златоуст, 51, 71).
***
…Для сохранения чистоты для нас не довольно только креститься и уверовать, но если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь (свт. Иоанн Златоуст, 51, 71).
***
При совершении <крещения> предстоят и Ангелы, но изъяснить способ этого дивного рождения… не может ни один из них (свт. Иоанн Златоуст, 51, 164).
***
…В воде <при крещении> символически изображается гроб и смерть, Воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, — выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святаго Духа (свт. Иоанн Златоуст, 51, 165).
***
…Вода <в крещении> употребляется как бы место рождения рождающегося. Что утроба для младенца, то — вода для верного: он в воде зачинается и образуется (свт. Иоанн Златоуст, 51, 167).
***
…С того времени, как Владыка снизошел в струи Иордана, вода производит уже не гады душ живых (Быт. 1, 20), а души разумные и духоносные (свт. Иоанн Златоуст, 51, 167).
***
…Как не видим ветра, хотя он и издает шум, так незримо для телесных очей и духовное рождение. Но ветер еще есть тело, хотя и тончайшее, потому что все, подлежащее чувству, есть тело. Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела, и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 169—170).
***
Божественная благодать, как бы какой светлый привратник, стоящий в дверях у купели, ко всем входящим чрез нее взывает: вот — дверь Господня, новопросвещенные войдут чрез нее (свт. Иоанн Златоуст, 51, 734).
***
Началом <истинного> обрезания служит страдание за нас Господа, пренебрегшего Своею плотию и принявшего ради нас самое обрезание; на нас же это таинство отпечатывается в крещении, а исполняется в жизни сообразно Христу. Обрезаны бо бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением (Кол. 2, 11 — 12) (свт. Иоанн Златоуст, 51, 934—935).
***
Хотя крещение и… умертвило нас для греха, но далее мы сами должны постоянно и со всем нашим прилежанием совершенствоваться так, чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказывал нам, и оставаться неподвижно, подобно мертвецу (свт. Иоанн Златоуст, 52, 599—600).
***
Чем для Христа был Крест и гроб, тем для нас стало крещение, хотя и в другом отношении: Христос умер и погребен плотию, а в нас умер и погребен грех… Если ты участвовал в смерти и погребении, то тем более будешь участвовать в Воскресении и жизни: когда ты освобожден от большего, т. е. от греха, тебе не должно сомневаться в меньшем, т. е. в уничтожении смерти (свт. Иоанн Златоуст, 52, 600).
***
То, что в крещении погребены прежние наши грехи, составляет Христов дар, а пребывание после крещения мертвыми для греха — это должно быть делом собственного нашего попечения, хотя и здесь… всего более помогает нам Бог. Крещение имеет силу не только заглаждать прежние согрешения, но и защищает от будущих (свт. Иоанн Златоуст, 52, 605).
***
…Если ты умер в крещении, оставайся мертвым, потому что всякий умерший не может уже грешить; а если ты грешишь, то уничижаешь дар Божий (свт. Иоанн Златоуст, 52, 607).
***
Как ты, переплавляя железо или золото, делаешь его опять чистым и новым, так точно и Дух Святый, переплавляя душу в крещении, как бы в горниле, и истребляя грехи, делает ее чище и блистательнее всякого чистого золота (свт. Иоанн Златоуст, 53, 416).
***
В крещении погребаются грехи, заглаждаются прежние неправды, человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали (свт. Иоанн Златоуст, 53, 527).
***
Как скоро мы крещаемся, то душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца; и мы не только бываем способны смотреть на славу Божию, но еще и сами получаем от нее некоторое сияние. Как чистое серебро, лежащее против солнечных лучей, и само испускает лучи не только от собственного естества, но и от блеска солнечного, так и душа, очищенная Духом Божиим и соделавшаяся блистательнее серебра, принимает луч от славы Духа, и отражает его (свт. Иоанн Златоуст, 53, 539).
***
…Не должны родители оставлять дитя некрещеным на много лет: незапечатленная овца — часть волка. Печать Христова сохраняет имеющего печать (свт. Иоанн Златоуст, 53, 958).
***
Ко крещению… надобно приступать, отказавшись наперед от грехов своих и осудив их (свт. Иоанн Златоуст, 55, 88—89).
***
…Крещение есть крест, потому что ветхий наш человек с Ним распятся (ср.: Рим. 6, 6)… Как невозможно в другой раз распять Христа, потому что это значило бы выставить Его на поругание, так невозможно и креститься вторично (свт. Иоанн Златоуст, 55, 90).
***
Как Христос умер на Кресте, так и мы умираем в крещении, умираем не плотию, но для греха (свт. Иоанн Златоуст, 55, 90).
***
Всем известно, что мы сами по себе погибли, а спасены Христом. Он оправдал крещением повинных наказанию, Он украсил небесными дарованиями. Но известно также, что, если не последует за сим и того, что в наших силах, то никакой не приобретем пользы от такого о нас попечения и от благодати, но понесем тягчайшее наказание, как не соделавшиеся лучшими и при таком благодеянии (прп. Исидор Пелусиот, 60, 325).
***
Иные, довольствуясь неполным разумением дела, говорят, что младенцы омываются при крещении от скверны, сообщенной естеству человеческому преступлением Адамовым. А я верую, что не это только одно совершается (ибо одно сие было бы еще не важно), но что подаются при сем и иные многие дарования, далеко превосходящие естество наше. Ибо в крещении естество не только прияло все то, что было нужно к отъятию греха, но еще и украшено Божественными дарами. Не только избавлено от наказания и совлеклось всякого лукавства, но и возрождено свыше Божественным, превышающим разум, и как бы по ухищрению какому измышленным пакибытием искуплено, освящено, сподоблено всыновления, оправдано, соделано наследником Единородного, и стелесником Его через причащение Священных Таинств, стало телом Его и соединилось с Ним, как тело с главою (прп. Исидор Пелусиот, 61, 229).
***
…Если будут говорить, что запрещает <Господь> совершать Божественное крещение над теми, которые притворно приступают к вере, но не оставляют настоящих своих занятий… не спорь (прп. Исидор Пелусиот, 62, 98).
***
…Поелику ко всем перешло… бесславное и тягостнейшее всякой утраты наследство <грехопадения Адама>, и по нерадивости произволения увеличилось сие нежеланное достояние, то, пришедши сюда, Христос соделал тело наше легчайшим посредством крещения, восставляя его крылами Духа. Потому предложены нам большие, нежели ветхозаветным, и подвиги, и награды (прп. Исидор Пелусиот, 62, 114).
***
Владычнее крещение совершается Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). В наименовании огня познавай теплоту и возбуждающую силу благодати, и еще силу, истребляющую грехи наши (прп. Нил Синайский, 73, 130).
***
Святое крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает совершенным не исполняющего заповедей (прп. Марк Подвижник, 89, 504).
***
…Так как преступлением Адамовым не только характеристические черты души осквернились, но и тело наше подпало тлению, то Всесвятой Бог-Слово воплотился и, как Бог, чрез собственное Свое Крещение даровал нам воду спасения в возрождение, ибо мы возрождаемся в воде действием Святаго и Животворящаго Духа, вследствие чего тотчас очищаемся и по душе и по телу, если приступаем к Богу с полным расположением. При сем Дух Святый вселяется в нас, а грех (или отец греха) изгоняется Им, так как невозможно, чтобы при единстве и простоте — характеристических свойствах души — в ней сопребывали два эти лица, как думали некие. К тому же, когда божественная благодать чрез святое крещение сочетавает себя в безмерной некоей любви с чертами образа Божия в залог подобия, где поместиться лицу лукавого, — так как нет никакого общения света с тьмою? (ср.: 2 Кор. 6, 14). Итак, мы, текущие путем священных подвигов, веруем, что банею пакибытия (Тит. 3, 5) сквернообразный змий извергается из глубин ума; при всем том не дивимся, что и после крещения опять с добрыми помыслами испытываем и худые. Ибо баня освящения хотя отъемлет скверну греха, но двойственности пожеланий наших не уничтожает и бесам воевать против нас и обольстительные слова говорить к нам не возбраняет, чтоб чего не сохранили мы, в естественном оном находясь состоянии, то хранили силою Божиею, восприяв оружия правды (блж. Диадох, 91, 52).
***
…Что для Христа Господа были Крест и гроб, то для нас есть крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею… (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 421).
***
…Всякий, кто, не укрепившись прежде силою святого крещения, возьмется творить заповеди Христовы, всуе будет трудиться. И кто тому, кто не укреплен силою святого крещения, повелевает исполнять заповеди Христовы, буй есть и слепец. Ибо прежде надлежит его укрепить в духе благодатию Христовою, очищающею душу через святое крещение, и тогда уже давать исполнять и заповеди. Ибо как возможно, чтобы земля, исполненная терний и волчцев, прияв чистое семя, не заглушило его? Но божественное крещение Христово имеет великую силу — тех, которые не крещены и удобоподвижны на зло, делать неподвижными на зло, как только окрестятся. Или если и не делаются они тотчас такими неподвижными, но всячески делаются неудобоподвижными. Это и есть знамение силы, какая приемлется от святого крещения. Оно делает их еще удобоподвижными на добро, как бы и ангелами, сильными крепостию, творящими волю Божию (см.: Пс. 102, 20) (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 461—462).
***
Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос. Но крещенные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в крещении, потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще несовершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Почему с продолжением времени они мало-помалу изменяются и переходят на сторону худа; и благодать святого крещения в иных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра, от которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются… примут оглашение, восстановят веру, как следует, и возуповают на Бога (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 464).
***
…Мы, возрождаемые святым крещением, освобождаемые от рабства и делаясь свободными, если не послушаемся по своей воле врага нашего диавола, то этот лукавый никаким способом не может поселить в нас какое-либо зло (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 153).
***
Крещение не отъемлет самовластия и самопроизволения нашего, но дарует нам свободу от тиранства диавола, который не может уже более против воли нашей властвовать над нами. По крещении в нашей уже состоит воле или пребывать самоохотно в заповедях Того, в Кого крестились, Христа, Владыки и Бога, и ходить путем повелений Его, или, уклонясь от правого пути сего, опять возвратиться к диаволу, противоборцу и врагу нашему (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 547—548).
***
Те, которые по святом крещении повинуются хотениям лукавого и угодное ему творят, отчуждают себя от святых ложесн святого крещения… (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 548).
***
…Принявшие крещение <Христово> от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещеные, как поругавшие, по словам Твоим (см.: Евр. 10, 29), святую одежду Твою (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 36).
***
…Когда мы крещаемся, будучи нечувствующими детьми, как несовершенные, мы и благодать принимаем несовершенным образом, получая только разрешение от первого преступления (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 37).
***
…Чрез… <купель> крещаемые входят внутрь <райского> виноградника, получал искупление от тьмы, ада и смерти, и совершенно освобождаясь от тления (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 37).
***
Во Христа облекся ты в спасительном крещении, отложил скверну (греховную) в Божественной бане сей, восприял в ней светлость духовной благодати и первозданное благородство (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 163).
***
В божественных ложеснах, т. е. в священной купели, всецело совершенную Божественную благодать приемлем мы туне (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 309).
***
…<Когда> крещаемся, душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца; и мы не только бываем способны смотреть на славу Божию, но еще и сами получаем от нее некоторое сияние. Как чистое серебро, лежащее против солнечных лучей, и само испускает лучи не только от собственного естества, но и от блеска солнечного, так и душа, очищенная Духом Божиим и сделавшаяся блистательнее серебра, и в себя принимает луч от славы Божией, и от себя отражает луч той же славы (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 334).
***
Крещенный во Христа уже не живет как самобытное существо, но как заимствующее всю полноту жизни от другого существа — Христа (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 560).
***
В купели крещения восставляется падший образ, человек рождается в жизнь вечную водою и Духом. Отселе Дух, отступивший от человека при падении его, начинает соприсутствовать ему во время его земной жизни… (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 134).
***
Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе. Такое обновленное Господом естество человеческое прививается, так сказать, к естеству падшему посредством крещения. Крещение, не уничтожая естества, уничтожает его состояние падения, не делая естества иным, изменяет его состояние, приобщив человеческое естество естеству Божию (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 376).
***
При крещении человеку даруется духовная свобода; он уже не насилуется грехом, но по произволу может избирать добро или зло (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 376—377).
***
Христиане, родившись от Адама в смерть, рождаются Крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже чадами Божиими (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 119).
***
Святым крещением изглаждаются первородный грех и грехи, содеянные до крещения, отнимается у греха насильственная власть над нами… даруется благодать Святаго Духа, которою мы соединяемся с Богом во Христе, и получаем силу низлагать и побеждать грех (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 369).
***
Я усвоился Богу святым крещением, на Таинстве крещения зиждется Таинство покаяния, покаянием возвращается усвоение Богу… утрачиваемое… жизнью в области естества падшего (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 429).
******* **
Рассказывал авва Андрей, что в числе бежавших с ним в Палестину был и еврей. В пустыне этот молодой еврей от страшного утомления, голода, жажды и сильнейшей лихорадки так ослаб, что был близок к смерти. У него не было даже сил на то, чтобы его несли другие. Со слезами скорби мы решились оставить его в пустыне. Поняв, что мы собираемся уйти от него, он начал умолять нас: «Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем… я желаю быть христианином. Окажите милость, окрестите меня, чтобы мне христианином отойти ко Господу…» «Брат, — отвечали мы ему, — мы миряне, а это дело епископов и священников. Да и воды здесь негде взять». Но он неотступно со слезами умолял нас, чтобы мы не лишили его этого дара. Мы были в величайшем затруднении, тогда один из нас, как бы вдохновленный свыше, говорит: «Поднимите его и разденьте!» С большим трудом мы исполнили это. Он же наполнил свои руки песком и три раза посыпал еврею на голову, говоря: «Крешается раб Божий Феодор во имя Отца и Сына и Святаго Духа», а мы на каждое призывание Святой Троицы возглашали: «Аминь». И Христос, Сын Бога Живого, исцелил и укрепил немощного так, что в нем не осталось ни малейшего признака слабости. Напротив, он в добром здравии бодро пошел впереди нас по пустыне.
Придя в Аскалон, мы рассказали все, что произошло с братом на пути, епископу города блаженному Дионисию, Святой муж, выслушав рассказ, был поражен необыкновенным знамением. Посовещавшись с клиром, епископ Дионисий решил послать брата на святой Иордан и там крестить его, а крещавшего в пустыне рукоположить во диакона (102, 160—163).
Крещение Господне
До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось «пустыней Иудейской,» лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.
Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый учителю веры.
В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее – Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей – страной, расположенной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвёртой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Первосвященником был, собственно, Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.
Евангелисты называют Иоанна Крестителя «гласом вопиющего в пустыне» (Ис.40:3), потому что Он громко взывал к людям: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь» (Мф.3:3). Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро явится слава Господня, и «всякая плоть увидит спасение Божие» (Ис. 40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан. 1:23) изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником – Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к приходу Мессии, – это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву: Покайтесь! Это прообразное пророчество Исаии. Последний из ветхозаветных пророков, Малахия высказывает прямо, называя Предтечу «Ангелом Господним,» готовящим путь Мессии.
Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце ( Лк.17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24–43, 47–49).
Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил «крещением покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:3). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.
Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве» и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами. Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Матф. 3:7). Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни: духовный мир и загробное воздаяние.
Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф. 3:10; Лк. 3:9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф. 3:9; Лк. 2:8).
Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: «Что же нам делать?» (Лк. 3:10). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть «Плоды, достойные покаяния,» (Мф.3:8) – т.е. добрые дела, противоположные тем грехам, которые они совершали.
Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, когда придёт, будет крестить (Иоан. 1:25). Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:11), то есть в знак покаяния, но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать обуви, как это делают рабы для своего господина. «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Матф. 3:11; Лк. 3:16; ср. Мк. 1:8) – в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную скверну. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Матф. 3:12; Лк. 2:17), т. е. Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает своё гумно, от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберёт в Свою Церковь, как в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.
Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? – Так надлежит нам исполнить всякую правду,» – кротко ответил Спаситель (Матф. 3:14–15). Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.
Однако, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.
«И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф.3:16) Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: «Явился еси днесь вселенней…» Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан. 1:32).
Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению св. Иоанна Златоуста, «голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.» По изъяснению св. Кирилла Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего.»
Голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение,» (Мф.3:17) указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.
Крещение Господне наша св. Церковь празднует 6 января, именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.
Для христианина, говорит отец Церкви первых веков св. Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются «и гробом, и матерью.» Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в Царство света: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.» – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получаетспособность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.
Просмотры (797)