Хитон Господень
За 1000 лет до распятия Господа нашего Иисуса Христа царь Давид, предвидя Евангельские события, с великим сокрушением восклицал: «…обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои: исчетоша вся кости моя: тии же смотриша, и презреша мя. Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий» (21-й псалом).
Когда Иисус вырос, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для него хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса.
Этот вид мужской одежды представлял собой широкую свободую рубашку с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Во времена земной жизни Спасителя это одеяние было очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой. Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.
Такой хитон Спаситель носил всю земную жизнь до самой казни.
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою
и о одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины».
Жребий метнули, одежду разделили. Хитон достался одному из воинов-стражников. (Евангелие от Иоанна: 19, 23-24).
Иоанн Богослов также описывает саму святыню: «Хитон же Его был не сшитый, а весь тканый сверху».
Элиоз, раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима, получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23 — 24; Пс. 21, 19). В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной. Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. X. — 55 г. по Р. X.), не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон.
Женщину похоронили вместе со святыней. Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — высокий и сильный кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Спустя время местные жители свидетельствовали о чудесах, происходивших от этого дерева.
Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.
Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».
Католикос Николай I, который управлял Грузинскою Церковью в середине XII в. (с 1150 по 1160г.), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие сомневаются, действительно ли под живоносным столбом находится Хитон Господень, говорил, что хотя сомнение таких людей естественно, ибо Хитон Господень никогда не открывался, и никто никогда не видал его; но те знамения и чудеса — и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, — происходят от Хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба.
При переселении бывших от Хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на Хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.
Лет за сорок до смерти католикоса Николая Тифлис и Мцхет были заняты сельджукскими турками, которые были потом изгнаны из Грузии царем Давидом Возобновителем, царствовавшим с 1089 по 1125 г. Католикос Николай указывал на истекавшее миро, как на постоянное чудо, всегда и всеми видимое:
— Все видят, — говорит он, — влагу на восточной стороне столба; по невежеству, некоторые пытались замазать это место известью, но оказались не в силах остановить истечение мира. А сколько от него было исцелений — мы все тому свидетели.
Католикос Николай составил службу в честь обретения под живоносным столбом Хитона Господня (впоследствии эта служба была исправлена и дополнена католикосами Виссарионом и Антонием), причем он говорил:
— Нужно украсить блистательным празднеством постановленный Самим Богом столб и находящийся под ним Хитон Спасителя нашего Иисуса Христа.
В V веке Грузией благочестивый царь Вахтанг Горгасали построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.
В наши дни в Москве действует Ассоциация исследователей генеалогии и геральдики Кавказа. Вот что пишет один из её членов:
«Центральный символ в родовых гербах царей Грузии из династии Багратиони — Хитон Христа. Он является одним из главных символов в гербе князей Гедеванишвили — Наследственных Хранителей Ключей Храма Светицховели, а также изображен на печати царя Ираклия II, который объединил в 60-х годах XVIII века Восточную Грузию (Картли-Кахетию)».
Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны.
Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего – храмовый праздник Мцхетского патриаршего собора в честь 12 святых апостолов, именуемого Свети-Цховели (что означает в переводе с грузинского «Животворящий Столп»). По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень – нешвенное одеяние Спасителя (Ин.19,23) – попал в древнюю столицу Грузии г. Мцхета следующим образом. Элеазар (или Элиоз), раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима еще в 70 г. до н. э., получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин.19,23-24; Пс.21,19).
В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной.
Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. Х. – 55 г. по Р. Х.) не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон. Праведная Сидония (память 1 октября) была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета.
Об этом рассказал святой равноапостольной Нине первосвященник карталинских евреев Авиафар – потомок раввина Элиоза. Он уверовал во Христа, услышав толкование святой Нины древних пророчеств о Мессии и как они исполнились на Господе Иисусе Христе. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265–342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм. Огромный кедр, выросший на могиле Сидонии, спилили, и его ствол хотели использовать как основной столп для поддерживания главного купола храма, но поднять его не смогли. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.
На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью. Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом храма гроба Господня в Иерусалиме.
В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября.
Просмотры (61)