Хитон Господень

Размещено Окт 18, 2020 в Статьи | 0 комментариев

Хитон Господень

За 1000 лет до распятия Господа нашего Иисуса Христа царь Давид, предвидя Евангельские события, с великим сокрушением восклицал: «обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои: исчетоша вся кости моя: тии же смотриша, и презреша мя. Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий» (21-й псалом).

Когда Иисус вырос, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для него хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса.

Этот вид мужской одежды представлял собой широкую свободую рубашку с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Во времена земной жизни Спасителя это одеяние было очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой. Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Такой хитон Спаситель носил всю земную жизнь до самой казни.

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет,  да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою
и
 о одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины».

Жребий метнули, одежду разделили. Хитон достался одному из воинов-стражников. (Евангелие от Иоанна: 19, 23-24).

Иоанн Богослов также описывает саму святыню: «Хитон же Его был не сшитый, а весь тканый сверху».

Элиоз, раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима, получив известие от иерусалимского первосвященника Анны о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23 — 24; Пс. 21, 19). В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, безвинно преданного на смерть, мать Элиоза скончалась. Элиоз приобрел Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увез в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной. Никто, в том числе царь Адерк (2 г. до Р. X. — 55 г. по Р. X.), не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон.

Женщину похоронили вместе со святыней. Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — высокий и сильный кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Спустя время местные жители свидетельствовали о чудесах, происходивших от этого дерева.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Католикос Николай I, который управлял Грузинскою Церковью в середине XII в. (с 1150 по 1160г.), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие сомневаются, действительно ли под живоносным столбом находится Хитон Господень, говорил, что хотя сомнение таких людей естественно, ибо Хитон Господень никогда не открывался, и никто никогда не видал его; но те знамения и чудеса — и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, — происходят от Хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба.
При переселении бывших от Хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на Хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.

Лет за сорок до смерти католикоса Николая Тифлис и Мцхет были заняты сельджукскими турками, которые были потом изгнаны из Грузии царем Давидом Возобновителем, царствовавшим с 1089 по 1125 г. Католикос Николай указывал на истекавшее миро, как на постоянное чудо, всегда и всеми видимое:

— Все видят, — говорит он, — влагу на восточной стороне столба; по невежеству, некоторые пытались замазать это место известью, но оказались не в силах остановить истечение мира. А сколько от него было исцелений — мы все тому свидетели.

Католикос Николай составил службу в честь обретения под живоносным столбом Хитона Господня (впоследствии эта служба была исправлена и дополнена католикосами Виссарионом и Антонием), причем он говорил:

— Нужно украсить блистательным празднеством постановленный Самим Богом столб и находящийся под ним Хитон Спасителя нашего Иисуса Христа.

В V веке Грузией благочестивый царь Вахтанг Горгасали построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

В наши дни в Москве действует Ассоциация исследователей генеалогии и геральдики Кавказа. Вот что пишет один из её членов:

«Центральный символ в родовых гербах царей Грузии из династии Багратиони  Хитон Христа. Он является одним из главных символов в гербе князей Гедеванишвили  Наследственных Хранителей Ключей Храма Светицховели, а также изображен на печати царя Ираклия II, который объединил в 60-х годах XVIII века Восточную Грузию (Картли-Кахетию)».

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией  Матери — символ неделимости их страны.

 

Празд­но­ва­ние в честь Хи­то­на Гос­под­ня и Стол­па Жи­во­тво­ря­ще­го – хра­мо­вый празд­ник Мц­хет­ско­го пат­ри­ар­ше­го со­бо­ра в честь 12 свя­тых апо­сто­лов, име­ну­е­мо­го Све­ти-Цхо­ве­ли (что озна­ча­ет в пе­ре­во­де с гру­зин­ско­го «Жи­во­тво­ря­щий Столп»). По пре­да­нию Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, Хи­тон Гос­по­день – неш­вен­ное оде­я­ние Спа­си­те­ля (Ин.19,23) – по­пал в древ­нюю сто­ли­цу Гру­зии г. Мц­хе­та сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Эле­азар (или Эли­оз), рав­вин мц­хет­ской об­щи­ны ев­ре­ев, пе­ре­се­лив­шей­ся в Гру­зию из Иеру­са­ли­ма еще в 70 г. до н. э., по­лу­чив из­ве­стие от иеру­са­лим­ско­го пер­во­свя­щен­ни­ка Ан­ны о пред­сто­я­щей каз­ни Хри­ста, по­спе­шил в Иеру­са­лим в со­про­вож­де­нии Лон­ги­на Карс­нит­ско­го. Они ста­ли сви­де­те­ля­ми Стра­стей Гос­под­них и ме­та­ния жре­бия о Его одеж­де (Ин.19,23-24; Пс.21,19).

В то вре­мя, ко­гда Пре­чи­стое Те­ло Гос­по­да Иису­са Хри­ста бы­ло при­гвож­де­но ко Кре­сту, мать Эли­о­за, на­хо­див­ша­я­ся в Мц­хе­та, услы­ша­ла уда­ры мо­ло­та в сво­ем серд­це и со­дрог­ну­лась от ве­ли­ко­го стра­ха. Воз­ве­стив сво­ей до­че­ри Си­до­нии о крест­ных му­ках Спа­си­те­ля, без­вин­но пре­дан­но­го на смерть, мать Эли­о­за скон­ча­лась. Эли­оз при­об­рел Хи­тон Гос­по­день у во­и­на, ко­то­ро­му он до­стал­ся по жре­бию, и увез в Мц­хе­та. Си­до­ния, встре­тив со сле­за­ми сво­е­го бра­та Эли­о­за, объ­яви­ла ему о смер­ти ма­те­ри и о ее пред­смерт­ных сло­вах. Эли­оз под­твер­дил сло­ва ма­те­ри и по­ка­зал сест­ре Хи­тон Гос­по­день. Взяв Хи­тон, пра­вед­ная Си­до­ния об­ло­бы­за­ла его, при­жа­ла к сво­ей гру­ди и тут же упа­ла без­ды­хан­ной.

Ни­кто, в том чис­ле царь Адерк (2 г. до Р. Х. – 55 г. по Р. Х.) не мог разъ­ять рук Си­до­нии и взять Хи­тон. Пра­вед­ная Си­до­ния (па­мять 1 ок­тяб­ря) бы­ла тай­но пре­да­на зем­ле бра­том сво­им Эли­о­зом в цар­ском са­ду Мц­хе­та.

Об этом рас­ска­зал свя­той рав­ноап­о­столь­ной Нине пер­во­свя­щен­ник кар­та­лин­ских ев­ре­ев Ави­а­фар – по­то­мок рав­ви­на Эли­о­за. Он уве­ро­вал во Хри­ста, услы­шав тол­ко­ва­ние свя­той Ни­ны древ­них про­ро­честв о Мес­сии и как они ис­пол­ни­лись на Гос­по­де Иису­се Хри­сте. Об­ра­щен­ный свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной ко Хри­сту, гру­зин­ский царь Ми­ри­ан (265–342) ре­шил по­стро­ить на ме­сте хра­не­ния Хи­то­на Гос­под­ня хри­сти­ан­ский храм. Огром­ный кедр, вы­рос­ший на мо­ги­ле Си­до­нии, спи­ли­ли, и его ствол хо­те­ли ис­поль­зо­вать как ос­нов­ной столп для под­дер­жи­ва­ния глав­но­го ку­по­ла хра­ма, но под­нять его не смог­ли. Всю ночь свя­тая Ни­на мо­ли­лась о Бо­же­ствен­ной по­мо­щи, и ей бы­ли яв­ле­ны ви­де­ния, в ко­то­рых при­от­кры­ва­лись ис­то­ри­че­ские судь­бы Гру­зии.

На рас­све­те же Ан­гел Гос­по­день при­бли­зил­ся к стол­пу и под­нял его на воз­дух. Столп, оси­ян­ный чуд­ным све­том, под­ни­мал­ся и опус­кал­ся в воз­ду­хе, по­ка не оста­но­вил­ся над сво­им ос­но­ва­ни­ем. Из пня кед­ра ис­те­ка­ло бла­го­вон­ное ми­ро. Так Ан­гел Гос­по­день ука­зал ме­сто, где со­крыт в зем­ле Хи­тон Гос­по­день. Это со­бы­тие, сви­де­те­лем ко­то­ро­го бы­ли мно­гие жи­те­ли Мц­хе­та, изо­бра­жа­ет­ся на иконе «Про­слав­ле­ние Гру­зин­ской Церк­ви». Впо­след­ствии на ме­сте де­ре­вян­но­го хра­ма был воз­ве­ден ве­ли­че­ствен­ный ка­мен­ный со­бор Све­ти-Цхо­ве­ли. Жи­во­тво­ря­щий Столп, у ко­то­ро­го со­вер­ша­лись мно­гие ис­це­ле­ния, име­ет ныне ка­мен­ное че­ты­рех­уголь­ное по­кры­тие и увен­чан лег­кой, не ка­са­ю­щей­ся сво­да со­бо­ра, се­нью. Столп рас­по­ло­жен в со­бо­ре Све­ти-Цхо­ве­ли ря­дом с ма­ке­том хра­ма гро­ба Гос­под­ня в Иеру­са­ли­ме.

В честь Хи­то­на Гос­под­ня и Стол­па Жи­во­тво­ря­ще­го Гру­зин­ской Цер­ко­вью уста­нов­ле­но празд­не­ство 1 ок­тяб­ря.

Просмотры (61)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели