Великомученик Феодор Тирон

Размещено Мар 21, 2021 в Статьи | 0 комментариев

Феодор Тирон [1] (+ ок. 306), воин, великомученик

Память 17 февраля и в субботу первой седмицы Великого Поста

Родился в Евхаитах (ныне деревня Бейузю, Турция) и был воином в городе Амасии Понтийской области в Малой Азии, под началом препозита по имени Вринка.

Когда его, вместе с другими христианами, стали принуждать принести жертву идолам, Феодор твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему на размышление несколько дней, в продолжение которых Феодор усиленно молился и славословил Господа, а также укреплял в вере других гонимых христиан. Ночью Феодор поджёг капище матери богов Кибелы. Видевшие это донесли на него властям, святого Феодора бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь, утешил и укрепил его.

Жизнеописание св. великомученика Феодора Тирона составлено свт. Филофеем Коккиным [3].Привезённый к правителю, святой снова смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осуждён на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошёл на костёр и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло 17 февраля около 306 года, при Римском императоре Галерии [2].

Согласно житию, Феодор был воином мармаритского полка в городе Амасии (Понт, Малая Азия). Во время проводимой по указанию императора Галерия кампании по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам Феодор отказался от требования своего военачальника Вринка принести жертвы. Ему было дано несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. После его обвинили в сожжении храма Кибелы и привели на суд к градоначальнику Публию. Феодор исповедал себя христианином, после чего был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, градоначальник вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа Феодора подвергли пытке — строгали его тело железными зубцами, но святой продолжал исповедовать Христа.

Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпению святого Феодора, сказал ему:
— Неужели ты, сквернейший из всех людей, не стыдишься уповать на Человека, названного Христом, Который Сам был казнён бесчестной смертью? Неужели ты ради Сего Человека так безрассудно подвергаешь себя мукам?
Христов мученик отвечал на это:
— Пусть выпадет на мою долю и на долю всех призывающих имя Господа Иисуса Христа такое же бесчестие!
Тогда народ стал кричать и требовать, чтобы скорее была совершена казнь над святым Феодором.

— Димитрий Ростовский. Жития святых (17 февраля)[1]

Феодора сожгли на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава сначала в Бриндизи, а затем в Гаэту.

Чудо святого Феодора

Священное Предание связывает с Феодором Тироном следующее чудо. Император Юлиан Отступник (361—363), желая оскорбить верующих (согласно Деян. 15:29, христианам предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови») приказал градоначальнику Константинополя в первую неделю Великого поста окроплять еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью. В это время во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу коливо (кутью).

В память об этом в Православии установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста. В навечерие субботы (в пятницу) после литургии преждеосвященных даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен Иоанном Дамаскином) и происходит благословение колива и раздача его верующим. Данное празднование в честь Феодора Тирона описано уже константинопольским патриархом Нектарием (381—397).

Былинный образ святого

Подробнее см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина

«Сказание о подвигах Фёдора Тиринина» — апокриф о Феодоре Тироне, связанный с темой основного мифа: герой предстает здесь как змееборец. «Сказание» представляет собой тип «мученичества», а не полноценного биографического жития: подвиг святого Феодора лишь внешним образом связан с его житием, которое им и начинается. Александр Веселовский высказывает предположение о возможной связи духовного стиха с былиной «Добрыня и Змей»[2].

Восточно- и южнославянские традиции представляют Феодора Тирона, как и Егория Храброго, всадником и защитником скота[3].

 

Мощи и почитание

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал епарху (т. е. градоначальнику) Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем верным, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с мёдом — коливо (кутью или сочиво).Одна благочестивая и добродетельная женщина по имени Евсевия испросила нетронутое огнём тело великомученика и, получив его, помазала мощи благовонным миром, обвила чистой плащаницей и погребла в своем доме в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, где и ежегодно совершала его святую память.

Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в Константинополь, в храм, освящённый во имя его. Бо́льшая часть мощей великомученика с 1555 года хранится в Сербии, в женском монастыре Ново-Хопово. Глава мученика находилась в Италии в городе Бриндизи, ныне — в Гаэте. Много частиц мощей ныне обретается в Греции — десница в монастыре Мега-Спилео на Пелопоннесе, ряд частиц — на Святой Горе Афон (в монастырях Ксенофонт, Дохиар, в русском Пантелеимоновском монастыре, в Новом скиту Рождества Пресвятыя Богородицы монастыря святого Павла).В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста (по древнему названию — «Федоровскую субботу»). В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого благословляется коливо и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал уже патриарх Константинопольский Нектарий.

Вмч. Феодор Тирон почитается небесным покровителем белорусского города Пинска, где в честь его в 2001 году был построен Свято-Феодоровский собор [5].В России крупная частица мощей св. великомученика Феодора Тирона находится в приделе Троицкого собора — Серапионовой палате Троице-Сергиевой лавры. Имеется частица и в собрании семидесяти девяти святых мощей на крышке раки св. князя Александра Невского, хранящейся в Троицком соборе Александро-Невской лавры [4].

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святы́й му́ченик Фео́дор ра́довашеся:/ огне́м бо всесоже́гся,/ я́ко хлеб сла́дкий Тро́ице принесе́ся.// Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

Ве́ру Христо́ву я́ко щит вну́трь прии́м в се́рдце твое́м,/ проти́вныя си́лы попра́л еси́ многострада́льче:/ и венце́м небе́сным венча́лся еси́ ве́чно Фео́доре,// я́ко непобеди́мый.

Просмотры (6)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели