«Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество». Свт. Григорий Палама |
Двумя неделями строгого Успенского поста Святая Православная Церковь подготавливает верующих к радостному празднику Успения Пресвятой Богородицы. Это очень важное и поучительное торжество для каждого православного христианина. Совершая пост, полезно размышлять о его цели — празднике Успения согласно с мыслями святых отцов.
«Праздник Успения Божией Матери совершается 15 августа (28 августа по новому стилю) в воспоминание чудесного Её преставления (смерти)…
Чистота и святость Преблагословенной Девы Марии внушается нам праздником Ее Успения, дабы и наша кончина была безболезненна, непостыдна и мирна», — объясняет нам значение праздника святитель Иннокентий Херсонский.
Таким образом, нравственная цель праздника — следовать примеру святой жизни Божией Матери, чтобы сподобиться мирной и спокойной кончины, как Её успение, которое даже сложно назвать смертью — так она была безмятежна и свята.
Однако большинство людей боится смерти и, в конечном итоге, погибает мучительной смертью. От чего так происходит? По причине множества грехов.
«Успение Божией Матери есть подлинно блаженная, можно сказать, самая идеальная христианская кончина, безболезненный и радостный переход в вечную жизнь. Кончина эта дает нам самый замечательный пример того, как надо умирать православному человеку…
Но разве так относимся к смерти мы? Почти для всех нас смерть и страшна, и нежелательна, и мы так боимся ее!
Такое нехристианское отношение к смерти оттого в нас, что не живем мы истинно христианской жизнью. Душа наша грешна, совесть нечиста, и потому мы так боимся Страшного и нелицеприятного Суда Божия… Все это — по малой вере нашей!
Чтобы не бояться смерти, как не боялась ее Матерь Божия, как не боялись ее святые апостолы, нужно подняться до высоты истинно христианской жизни, нужно очистить свою душу и совесть, возыметь мир с Богом.
И это — не в одних только чувствах, а в самом живом деле жизни нашей, — причем не в течение одного какого-нибудь особо просветленного часа или даже дня, а на протяжении всего отпущенного нам времени и при постоянном подвиге души: только так еще, может быть, найдет человек в себе силы спокойно и даже радостно отнестись к смерти своей» [1].
«Еще боимся мы смерти и по большой, а иногда и чрезмерной привязанности к страстям нашим и к временным земным вещам» [2].
Когда у человека всё его достояние, все его привязанности на земле, ему очень трудно забыть о них, даже на смертном одре.
Совсем не так жила Пресвятая Богородица, всё естество Которой было устремлено на Небо к Её Сыну Господу Иисусу Христу.
«Она прямо из гроба была вознесена в пренебесное (то есть высшее небес) жилище, откуда сияет светозарным и Божественнейшим блеском, освещая оттуда всякое земное достояние, и за это всеми верными поклоняемая, восхваляемая и воспеваемая.
Она единая только есть посредница между сотворенной и несотворенной природой (несотворенной значит божественной); и никто не придет к Богу, если только не озарится чрез Нее как чрез истинно Боголепный светильник».
Так восхваляет святитель Григорий Палама Пресвятую Богородицу.
По мысли святителя Пресвятая Богородица, родившая Сына Божия Господа Иисуса Христа, называемого Светом, стала Светильником для него, через который Он осветил людей всего мира.
Поэтому так благоговейно чтит Пресвятую Богородицу Православная Церковь.
«Никто не был свят прежде, чем явилась Блаженная, но именно Она, первая и единственная отставшая от греха совершенно, явилась святой и святой святых и, если чем можно именовать, высшим; и для других отверзла врата святости, достодолжно приготовившись для восприятия Спасителя, а через это смогли стать святыми все пророки, священники и все вообще, достойными оказавшиеся Божественных Таинств».
Святой праведный Николай Кавасила этими словами показывает веру Церкви в то, что Пресвятая Богородица единственная среди людей не сотворила ни единого греха за всю Свою Жизнь.
Именно за такую чистоту Она удостоилась родить Божиего Сына и стала источником святости всего мира.
Рождение это было чудесным. Ни до Неё, ни после его не повторить.
«Всякая дева, рождая, нарушает девство. Она же и до рождества и в рождестве и после рождества пребывает девой», — повествует преподобный Иоанн Дамаскин об этом чуде, которое выше человеческого понимания.
«Зачавшую без наслаждения и общения с мужем… родившую без обычных родовых мук и полностью соединившуюся с Богом… «Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном» (Ис. 66: 7).
Без боли Она родила по слову прп. Иоанна Дамаскина: «Безболезненно и Ее отшествие» [3].
Божия Матерь одна родила без боли, также и после смерти Её душа без боли и скорби взята Богом на Небо, по причине небывалой чистоты рождения от Неё и Её Успения.
Более того, согласно Церковному Преданию, на третий день, подобно Своему Сыну, Пречистая Дева явилась святым апостолам воскресшей.
Такие тёплые слова святитель Герман, Патриарх Константинопольский, возносит Пресвятой Богородице от лица Её Всесвятого Сына Господа Иисуса Христа:
«Приди с готовностью к Рожденному Тобою: Я желаю по сыновнему долгу обрадовать Тебя, дать Тебе вознаграждение за гостеприимство в материнском чреве, уплату за питание млеком, воздаяние за воспитание. Стяжав Меня, Единороднаго (Единственного) Сына, сильнее возжелай, Матерь, вселиться со Мною.
Я соделал Тебя Деву Матерью, Я соделаю мир должником Твоим, и еще более прославлю имя Твое, когда Ты преставишься».
С того времени Пресвятая Богородица пребывает близ Престола Божия. Господь слушает Её материнские молитвы более, нежели моление всех святых и ангелов.
«Дева Мария всячески слышит нас. Потому что в месте светлом, в стране живых прибывает Матерь Спасения», — учит нас святитель Иоанн Златоуст.
Размышляя вместе со святыми отцами о святости Успения Пресвятой Богородицы, нужно вспомнить и о своей грядущей кончине.
Именно для этого Православная Церковь установила множество замечательных праздников по мысли святого праведного Иоанна Кронштадтского.
«Для чего святая Церковь ежегодно воспоминает и празднует величайшие события христианского мира?
Для того чтобы возгревать и утверждать нашу веру, наше христианское упование, нашу благодарность и любовь к Богу и Божией Матери, нашей Предстательнице пред Богом непостыдной; чтобы помнить и не забывать наше небесное отечество, и не иметь пристрастия к здешней жизни, только приготовительной и обучительной, временной и переходной.
Если бы не было этих христианских праздников, тогда христиане забыли бы, что они именно христиане званные в небесное отечество; не знали бы, зачем они живут на свете, для чего их приписали к христианскому обществу или к Церкви Божией; какая цель их жизни, для чего нужно веровать во Христа, и кто есть Христос? для чего веровать в Св. Троицу и кто — Святая Троица?
Многие невежды действительно не знают, кто — Христос, и кто — Троица, и кто — Богоматерь? Не знали бы, для чего нужно молиться Богу, причащаться Святых Христовых Таин!
Праздники церковные все это разъясняют народу, если они ходят к службам, — и поставляют его в известность касательно промышления (непрестанного попечения) Божия о нас, учат нас любить и благодарить Бога, каяться в своих грехах и всегда иметь в виду будущую жизнь на небесах, конца не имеющую, — и готовиться к ней, по слову Апостола: наше жительство (жилище) на небесах, откуда и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20).
И так будем праздновать Успение Божией Матери духовно, готовясь усердно и сами к переходу из здешней временной, как сновидение исчезающей жизни — к будущей, неложным и твердым словом Божиим обещанной всем верным христианам.
Пресвятая Богородице спаси нас! Аминь» [5].
Просмотры (385)