КИРИОН (САДЗАГЛИШВИЛИ)

Размещено Июл 12, 2021 в Статьи | 0 комментариев

Кирион III (Садзаглишвили) (1855 — 1918), архиепископ Мцхетский и Тбилисский, католикос-патриарх всея Грузии, священномученик. Известный грузинский духовный и общественный деятель, учёный и публицист, борец за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви

Память 27 июня (Груз.; ПЦА [1]; РПЦЗ [2]), 12 марта (Амер. [3]), в Соборе Балтских святых (Укр.)

В миру Садзаглишвили Георгий Иеронимович [4], родился 10 ноября 1855 года [5] в семье священника Грузинской епархии.

В 1876 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и в 1880 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В академии, наряду с богословскими науками, углубился в изучение всемирной истории, географии и археологии.

1 августа назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии.

С 1883 г. — помощник смотрителя Телавского духовного училища.

В 1885 г. перешел на ту же должность в Горийское духовное училище.

В 1890 г. назначен преподавателем Кутаисского духовного училища и епархиального женского училища.

В 1891 г. переведен в Тифлисское духовное училище.

2 ноября 1896 г., после гибели жены и детей, пострижен в монашество Московским митрополитом Владимиром б.Экзархом Грузии, 6 ноября рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена, а с 31 декабря — благочинным монастырей Грузинской епархии и инспектором школ «Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе».

10 мая 1898 года возведен в сан архимандрита.

23 августа 1898 года хиротонисан во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии. Хиротонию совершали в Тифлисском Сионском кафедральном соборе: экзарх Грузии Флавиан, епископы: Гурийско-Мингрельский Александр, Имеретинский Виссарион и Горийский Леонид.

Состоя викарием Грузинского Экзархата, преосв. Кирион некоторое время исполнял обязанности председателя Комитета Тифлисского Церковно-археологического музея, где положил много труда. Под его председательством музей как бы возродился, значительно увеличилось число памятников древнейшей грузинской христианской культуры. Количество одних грузинских рукописей, в особенности на пергаменте, возросло в нем до тысячи. Стали печататься научные рефераты и исследования, обратившие внимание не только русских ученых, но и ученых заграничной печати.

Еп. Орловский Кирион (Садзагелов)
Еп. Орловский Кирион (Садзагелов)

Наряду с духовной и общественной деятельностью, он активно занимался научно-исследовательской работой.

С 12 августа 1900 года — епископ Горийский, викарий Грузинской епархии.

Активно боролся за возобновления автокефалии Грузинской Православной Церкви, что объясняет его частые перемещения по кафедрам — своего рода ссылки неудобного епископа.

С 10 марта 1902 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии.

С 3 мая 1903 года — епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии.

С 23 апреля 1904 года — епископ Орловский и Севский.

С 3 февраля 1906 года — епископ Сухумский, переведен на эту кафедру по собственному желанию.

С 25 января 1907 года — епископ Ковенский, викарий Литовской епархии.

15 февраля 1908 года уволен на покой.

В том же году был обвинен в убийстве 28 мая 1908 года экзарха Никона (Софийского), был арестован и лишен сана. В 1910 году его оправдали, но не дали право вернутся на родину.

На покое проживал в Куряжском монастыре (Харьковской епархии), затем в Санаксарской пустыни (Тамбовской епархии), и, наконец, в Херсонесском святого Владимира монастыре близ Севастополя (Таврической епархии).

С 10 января 1915 года — епископ Полоцкий и Витебский.

1 августа 1917 года уволен, согласно прошению, от управления епархией.

После Февральской революции летом 1917 года вернулся в Грузию и 17 сентября того же 1917 года Собором самопровозлашенной Грузинской автокефальной Церкви избран католикосом-патриархом всея Грузии.

Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всея Грузии. Икона
Сщмч. Кирион, католикос-патриарх всея Грузии. Икона

Интронизован 1 октября 1917 года во Мцхете, в патриаршем соборе 12-ти Апостолов при громадном стечении народа и всеобщем ликовании.

10 июля 1918 года был найден убитым в своей келье в Марткопском св. Антония монастыре. Рядом с убитым на полу валялся револьвер, из которого был произведён смертельный выстрел, предохранитель револьвера был в закрытом состоянии. Распространили слухи, что Кирион покончил с собой, но человек, покончивший с собой, никак не смог бы закрыть предохранитель. Через некоторое время убили заступников и соратников католикоса-патриарха Кириона, монаха Мириани и епископа Кутаиского Антония (Георгадзе). Убийство католикоса-патриарха Кириона по сегодняшний день остаётся тайной.

7/20 июля 1918 года был торжественно погребен в Тбилиси, в Сионском соборе.

17 октября 2002 года был канонизирован Священным Синодом Грузинской Православной Церкви как священномученик.

Труды

Будучи еще преподавателем, был деятельным сотрудником «Духовного Вестника Грузинского Экзархата», в котором помещал статьи по изучению грузинской старины.

Любовь к церковно-историческим вопросам и учено-литературная деятельность, посвященная, главным образом, прошлым судьбам Церкви родного ему Грузинского края, определилась еще в студенческие годы под обаятельным влиянием даровитых профессоров Киевской Духовной Академии, в особенности Малышевского И.И., Терновского Ф.А. и Ковальницкого М.Г. (впоследствии архиепископа Херсонского Димитрия).

В его публицистике отражены интересные взгляды в области филологии и этнографии. Но в первую очередь он был исследователем грузинской церковной истории. В периодике он публиковался на грузинском и русском языках. Своей научной и общественной деятельностью Кирион внёс большой вклад в восстановление независимости Грузинской Церкви. Интересны его полемические письма И. Восторгову и другим оппонентам. Кирион посвятил этому вопросу монографию «История экзархата Грузии».

Из трудов Кириона следует особо отметить изданное в 1910 году на русском языке обширное исследование «Культурная роль Иверии в истории Руси», написанное им в ссылке. Подробно изучив русские и грузинские источники, Кирион показывает давнюю культурную связь обеих стран, выдвигает научную гипотезу, что русские летописи разработаны с учётом грузинских источников. Аналогичный характер носит его труд о «Житии отцов Киево-Печерской лавры», где он показывает, что автор данного Жития использовал житие отцов Шио-Мгвимского монастыря.

Большая часть трудов Кириона написана на русском языке. Русские учёные относились к нему с большим почтением. В одном из личных писем он пишет: «Уж очень раздуто мнение обо мне, как об историке и археологе. Не только духовенство, но и все, кто читают печатные издания, очень почтительно относятся ко мне. Какой силой обладает, Отче, малюсенькое острие пера…»

Многочисленные книги и брошюры частью печатались отдельными изданиями, частью перепечатывались во многих журналах, в которых он сотрудничал, как то: «Журналы и протоколы Предсоборного Присутствия», «Пастырь», «Духовный Вестник Грузинского Экзархата», «Весь Кавказ», «Мцхемсь», «Иверия», «Маамба», «Кавказ», «Новое Обозрение», «Тифлисский Листок», «Кавказское Обозрение», «Труды Московского Археологического Общества», «Подольские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Орловские Епархиальные Ведомости».

Полный сборник трудов (печатных и рукописных) до 1910 года, включительно, дан в конце его объемистого труда: «Культурная роль Иверии в истории Руси», (с. 445-448).

Список трудов

  • «Никозский храм и его древности». «Дух. Вестн. Груз. Экзархата» 1881, № 2.
  • «Религиозно-политические сношения Православной Грузии с единоверной Россией». (Юбилейный номер). «Дух. Вестн. Груз. Экзархата».
  • «Характер Грузинской (Иверской) Церкви и ее значение для православия». «Пастырь» 1886, № 3.
  • «К вопросу о Грузинской церковной историографии». «Пастырь» 1886, № 20 и 21, 1887, № 2.
  • «Краткий очерк грузинской церковной истории». «Пастырь» 1999, № 9-11.
  • «Иудеи распространители мессианских идей в древней Иверии и принесение ими Хитона Господня в Мцхет». «Пастырь» 1888, № 1-3.
  • «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». (Кандидатская диссертация). «Пастырь» 1888, № 16 и 18, 1889 № 1, 4, 5, 6.
  • «Св. царь Мириан Хосриани, первый христианский венценосец Грузии». «Пастырь» 1889, № 23, 24, 1890, № 1, 2.
  • «Перевод священно-богослужебных книг на грузинский язык и значение его для Церкви Грузинской». «Пастырь» 1892, № 2, 4.
  • «История одного из гвоздей, которым пригвожден был ко Кресту Господь наш Иисус Христос». «Пастырь» 1892, № 1, 2.
  • «Последний эпизод из вековой борьбы православной Грузии с мусульманами — шиитами». «Пастырь» 1895, № 23, 24, 1896, № 1, 6.
  • «Воск и восковая свеча». «Пастырь» 1896, № 13.
  • «Никозский Собор». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1891, № 21.
  • «Описание Метехского Евангелия 1049 год». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, № 22.
  • «Описание Мешехского четвероевангелия». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1892, № 10.
  • «Описание Никозской Михаило-Архангельской церкви». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1888.
  • «Историко-Археологический очерк Метехского храма». 1893.
  • «Исторический очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери».
  • «История Промского Вознесенского храма». 1896.
  • «Пять дней в Карталинии». 1897.
  • «Ананурский Успенский собор и его окрестные достопримечательности». 1898.
  • «Повествование о чудодейственном камне Давидгареджийской пустыни».
  • «Харистикарная система и ее влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
  • «Св. Давид III-й Возобновитель, царь Грузии». (1089-1125). Тифлис, 1899.
  • «Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Тифлис, 1899.
  • «Або, мученик Тифлисский». Тифлис, 1899.
  • «Назревший вопрос» (Ко дню столетия присоединения Грузии и России 1900 г.). Тифлис, 1900.
  • «Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной церкви и общества». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, № 22.
  • «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом». 1900.
  • «Восковая свеча в Греко-Грузинской Церкви». Тифлис, 1901.
  • «Крест св. Нины в связи с вопросом о значении креста в древности».
  • «Две святыни в Кахетии».
  • «Давид Гараджели и его лавра». Тифлис, 1901.
  • «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX веке». Тифлис, 1901. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1901, № 47, с. 1735-1738.
  • «Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831-1834 гг.». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
  • «Ананурская атлешга». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
  • «Мцхетский храм и его реставрация». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
  • «Народные обычаи и их значение». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
  • «Новый вариант творения Александра Сергеевича Грибоедова». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
  • «Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853-1903 гг.). Одесса, 1905. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1905, № 16-17, с. 732-734.
  • «Четыре доклада в пользу Грузинской Церковной автокефалии». «Журн. и Проток. Предсоборн. Присутств.», т. III. СПБ, 1907, с. 43-58.
  • «Культурная роль Иверии в истории Руси». Тифлис, 1910, с. 445-448.
  • «Крест в мире языческом и христианском». Харьков, 1912.
  • «Лексикологический материал». (На грузинском языке в сборнике Груз. Об-ва истории и этнографии). Тбилиси, 1912-1913 гг.
  • «Грузинские фемы в Византии: Халдия и Иверия». Полоцк, 1916.
  • «Клемакс св. Иоанна на грузинском языке». Полоцк, 1916.
  • «Санаксарские этюды» печатались в «Полоцких Епархиальных Ведомостях» 1915-1916 гг., а отдельным издания вышли в Полоцке в 1916 году.
  • «Этюды» состоят из двух частей, независимых одна от другой:
    • Первая часть — Обилие церковных древностей в России и настоятельная необходимость открытия кафедр археологии в семинариях.
    • Вторая часть — Страдная эпоха (XVIII в.) русского монашества и его поборник Феодор Ушаков.

Просмотры (66)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели