Недели Великого Поста и Страстная Седьмица

Размещено Мар 28, 2018 в Статьи | 0 комментариев

Крестная жертва Христова

Крестная жертва Христова

Подготовительные Недели перед Великим Постом

Недели Великого Поста

Первая неделя Великого поста: Торжество Православия
Вторая неделя Великого поста: Святителя Григория Паламы
Третья неделя Великого поста: Крестопоклонная
Четвертая неделя Великого поста: святого Иоанна Лествичника
Пятая неделя Великого поста: преподобной Марии Египетской
Шестая неделя Великого поста: Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий
Седьмая неделя Великого поста: Страстная седмица

Недели Великого Поста

Недели Великого Поста

Великий пост для христиан — это семь недель (седмиц) напряженного духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днем (неделей)*, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый для всех христиан. Названия некоторых из этих семи недель достаточно широко известны — такие как Крестопоклонная, Страстная.
Но вот смысл этих названий зачастую понятен далеко не всем. А ведь это не просто красивые слова. Это прежде всего — символы, за которыми стоит вполне определенная духовная реальность. Что же символизирует каждая из Недель Великого поста? Почему они названы именно так, а не иначе? И самое главное — к чему же призывают нас эти символы, о чем напоминают, на что указывают?

1 неделя (25 февраля)— Торжество Православия
В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом этого решения стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано в 754 году на так называемом Иконоборческом соборе при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося на православных почитателей икон, особенно монахов. По своей жестокости иконоборческие гонения были сопоставимы с гонениями на Церковь языческих императоров Диоклетиана и Нерона. По свидетельству летописца Феофана, современника этих печальных событий, император: «…многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечем, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание».

Борьба с иконопочитанием растянулась почти на столетие, и прекратилась лишь в 843 году, когда по инициативе императрицы Феодоры в Константинополе был созван собор, на котором было решено восстановить почитание икон в Церкви. После того как собор осудил еретиков-иконоборцев, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. В тот день патриарх, митрополиты, игумены монастырей, священники и огромное множество мирян впервые за много десятилетий открыто вышли на улицы столицы с иконами в руках. К ним присоединилась и сама императрица Феодора. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.

2 неделя (4 марта) — Святителя Григория Паламы
Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в XIV веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Не вдаваясь в тончайшие оттенки этой полемики, можно объединить их общим вопросом: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир?

Святитель Григорий Палама выразил свою точку зрения на это в блестящей формулировке: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога, непрерывно поддерживающим этот мир в бытии. Мир не является частью Бога. Но и не отделен от Него совершенно. Их связь можно уподобить звучащей музыке, которая не является частью музыканта, но в то же время является осуществлением его творческого замысла, и звучит (то есть — имеет бытие) лишь благодаря творческому действию ее исполнителя.

Святитель Григорий Палама утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть еще здесь, в земной своей жизни. Таким явлением этих нетварных энергий он считал Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Иисуса Христа, а также свет, который открывался некоторым христианским подвижникам в результате высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни, сама суть нашего спасения. Это — обо´ жение, когда человек по милости Божьей всей полнотой своего существа посредством нетварных энергий соединяется с Богом.

Учение святителя не было чем-то новым в Церкви. Догматически его учение является сходным с учением святого Симеона Нового Богослова о Божественном (Фаворском) свете и учением преподобного Максима Исповедника о двух волях во Христе. Однако именно Григорий Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших для каждого христианина вопросов. Поэтому Церковь и чтит его память во вторую Неделю Великого поста.

3 неделя (11 марта — Крестопоклонная)
Эта Неделя — середина Великого Поста. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период Поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.

Возникает закономерный вопрос — почему же орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах, нательные кресты, поклонные кресты, установленные в памятных местах, — все они призваны напоминать, какой страшной и дорогой ценой Иисус Христос совершил наше спасение. Не орудию казни поклоняются христиане, почитая крест, а Самому Христу, обращаясь к величию той жертвы, в которую Иисус Христос принес Себя ради всех нас.

Чтобы исцелить повреждения, которые грех внес в природу человека, Господь в Своем воплощении принимает на Себя нашу природу, а вместе с ней и повреждения, которые в учении Церкви названы как страстность, тленность, смертность. Не имеющий никакого греха, Он принимает эти последствия греха добровольно, чтобы исцелить их в Себе. Но ценой такого исцеления была смерть. И на Кресте Господь заплатил ее за всех нас, чтобы потом силою Своего Божества воскреснуть и явить миру обновленную человеческую природу, уже не подверженную смерти, болезням и страданиям. Поэтому Крест является символом не только искупительной смерти Христа, но также — и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Христом.

Одно из песнопений, звучащих в Церкви на Крестопоклонной неделе, на современном русском языке звучит примерно так: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»

4 неделя (18 марта) — преподобного Иоанна Лествичника
В Богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает всем христианам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника. Он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Всю свою жизнь преподобный провел в монастыре, расположенном на Синайском полуострове. Иоанн пришел туда шестнадцатилетним юношей и с тех пор никогда уже не покидал святую гору, на которой пророк Моисей когда-то получил от Бога Десять заповедей. Пройдя все ступени монашеского совершенствования, Иоанн стал одним из самых почитаемых духовных наставников монастыря. Но однажды недоброжелатели позавидовали его славе и стали обвинять его в болтливости и лжи. Иоанн не стал спорить со своими обвинителями. Он просто замолчал, и за целый год не произнес ни одного слова. Лишившись духовного наставления, его обвинители сами вынуждены были просить святого возобновить прерванное их интригами общение.
Он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Вкушал он все, что дозволялось по иноческому обету, но — умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Перед сном долго молился; много посвящал времени чтению душеспасительных книг. Но если во внешней жизни прп. Иоанн действовал во всем осторожно, избегая крайностей, опасных для души, то во внутренней духовной жизни он, «возгораемый божественной любовью», не хотел знать границ. Особенно глубоко он был проникнут чувством покаяния.

В 75-летнем возрасте Иоанн против своего желания был возведен в должность начальника Синайской обители. Монастырем он управлял недолго, всего четыре года. Но именно в это время им была написана удивительная книга — «Лествица». История ее создания такова. Однажды иноки монастыря, расположенного в двух днях пути от Синая, прислали Иоанну письмо с просьбой составить для них руководство в духовно-нравственной жизни. В письме они называли такое руководство надежной лестницей, по которой им можно было бы безопасно восходить от земной жизни к Небесным вратам (духовному совершенству). Иоанну понравился этот образ. Откликнувшись на просьбу собратьев, он написал книгу, которую так и назвал — Лествица. И хотя книга эта появилась 13 веков назад, ее до сих пор с огромным интересом и пользой для себя читает множество христиан во всем мире. Причина такой популярности — удивительно простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни.

Вот лишь несколько мыслей Иоанна Лествичника, которые по-прежнему остаются актуальными для каждого внимательного к себе человека:

«Тщеславие выказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в красивую одежду, побеждаюсь любочестием, и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни эту колючку, она всегда встанет шипом кверху»

«…Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как я могу его осуждать?» Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего».

«…Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей. Добродетели же многие даровал Он нашей природе, из которых известны следующие: милостыня, ибо и язычники милосердствуют; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; вера, ибо все мы от себя ее порождаем; надежда, потому что мы и взаем берем, и взаем даем, и сеем, и плаваем, надеясь обогатиться. Итак, если, как мы здесь показали, любовь есть добродетель естественная нам, а она есть союз и исполнение закона: то значит, добродетели недалеки от нашего естества. Да постыдятся же те, которые представляют свою немощь к исполнению их».

«Лествица» и по сей день остается одной из самых известных и читаемых книг у православных христиан. Поэтому Церковь чтит память ее автора, называя именем преподобного Иоанна четвертую Неделю Великого поста.

5 неделя (25 марта)— преподобной Марии Египетской
История преподобной Марии Египетской, пожалуй, самый яркий пример того, как через усиленный пост человек способен с Божией помощью вывести свою жизнь к свету даже из самых страшных и беспросветных духовных тупиков.

Мария родилась в пятом веке в Египте и была, что называется, «трудным ребенком». В 12 лет девочка убежала из дома и отправилась на поиски приключений в Александрию — самый крупный город Империи после Рима. Там все ее приключения очень скоро свелись к обыкновенному разврату. Семнадцать лет она провела в непрерывных блудных похождениях. Блуд не был для нее способом заработка: в нем несчастная девушка находила единственный и главный смысл своего существования. Со своих знакомцев Мария не брала ни денег, ни подарков, рассудив, что таким образом она привлечет к себе больше мужчин.

Однажды она попала на корабль, перевозивший в Иерусалим паломников. Но совсем не для поклонения христианским святыням отправилась Мария в это плавание. Ее целью были молодые моряки, с которыми она все путешествие провела в привычных забавах. Прибыв в Иерусалим, Мария и здесь продолжала развратничать по своему обыкновению.

Но однажды, во время большого праздника, она из любопытства решила зайти в Иерусалимский храм. И с ужасом обнаружила, что не может этого сделать. Несколько раз она пыталась вместе с толпой паломников попасть внутрь храма. И каждый раз, как только ее нога касалась порога, толпа отбрасывала ее к стене, а все остальные беспрепятственно проходили внутрь.
Марии стало страшно, и она заплакала.

В притворе храма висела икона Богородицы. Мария никогда раньше не молилась, но теперь перед иконой она обратилась к Божией Матери и поклялась изменить свою жизнь. После этой молитвы она снова попробовала переступить порог храма — и теперь благополучно прошла внутрь вместе со всеми. Поклонившись христианским святыням, Мария отправилась к реке Иордан. Там, на берегу, в небольшой церкви Иоанна Крестителя она причастилась Тела и Крови Христовых. А на следующий день переправилась через реку и ушла в пустыню для того, чтобы уже никогда не возвращаться к людям.

Но даже там, вдали от привычных соблазнов большого города, Мария не нашла себе покоя. Мужчины, вино, разгульная жизнь — всего этого в пустыне, конечно же, не было. Но куда можно было убежать от собственного сердца, которое помнило все греховные удовольствия прежних лет и никак не хотело от них отказываться? Блудные желания терзали Марию и здесь. Бороться с этой бедой было невероятно трудно. И всякий раз, когда у Марии уже не оставалось сил противиться страсти, ее спасала память о клятве перед иконой. Она понимала, что Матерь Божия видит все ее поступки и даже мысли, обращалась в молитве к Богородице и просила помощи в исполнении своего обещания. Спала Мария на голой земле. Питалась скудной растительностью пустыни. Но полностью избавиться от блудной страсти она смогла лишь через семнадцать лет такой напряженной борьбы.

После этого она провела в пустыне еще два десятилетия. Незадолго до своей кончины Мария впервые за все эти годы встретила среди песков человека. Это был странствующий монах Зосима, которому она и рассказала историю своей жизни. К этому времени Мария Египетская достигла удивительных высот святости. Зосима видел, как она переходила реку по воде, а во время молитвы отрывалась от земли и молилась, стоя на воздухе.

Имя Мария в еврейском языке означает — госпожа, хозяйка. Всей своей жизнью Мария Египетская засвидетельствовала, что человек действительно является хозяином своей судьбы. Вот только распорядиться ею можно очень и очень по-разному. Но все же возможность с Божией помощью изменить себя к лучшему остается у каждого даже на самых запутанных житейских дорогах.

6 неделя (1 апреля) — Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий

Это странное название шестой Недели происходит от греческого слова «вайи». Так называют разлапистые широкие листья пальм, которыми жители Иерусалима устилали дорогу перед въезжающим в город Христом за неделю до Его Распятия. Вход Господень в Иерусалим — одновременно и радостный, и печальный праздник. Радостный потому, что в этот день Христос несомненно явил Себя людям как Мессия, Спаситель мира, многие века ожидаемый человечеством. А грустный этот праздник потому, что вход в Иерусалим, по сути, стал началом Крестного пути Христа. Израильский народ не принял своего истинного Царя, и большинство тех, кто восторженно приветствовал Спасителя с вайями в руках, и кричал: «Осанна Сыну Давидову!», уже через несколько дней в остервенении будут вопить: «Распни Его, распни!»

Православные христиане на этот праздник тоже приходят в храм с ветвями в руках. Правда, у нас в России это не пальмы, а веточки вербы. Но суть этого символа — та же, что и две тысячи лет назад в Иерусалиме: ветвями мы встречаем нашего Господа, вступающего на Свой Крестный Путь. Только современные христиане, в отличие от жителей древнего Иерусалима, абсолютно точно знают, Кого они приветствуют в этот день и что Ему предстоит вместо царственных почестей. Об этом прекрасно сказал в одной из проповедей митрополит Антоний Сурожский: «Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем… А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти…» В праздник Входа Господня в Иерусалим верующие тоже, подобно евангельским иудеям, приветствуют Спасителя вайями. Но каждый, взявший их в руки, должен честно спросить себя, готов ли он принять Христа не как могущественного земного царя, а как Владыку Царства небесного, Царства жертвенной любви и служения? Вот к чему призывает Церковь в эту радостно-печальную неделю с непривычным для русского слуха названием.

7 неделя (2 апреля — 7 апреля)— Страстная седмица

Страстная седмица – последняя седмица Поста, предшествующая Пасхе и следующая за седмицей цветоносной (седмицей вайи). Богослужения Страстной седмицы посвящены воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – событий Священного Писания и нашего спасения – Тайной Вечери, суда Пилата и синедриона, распятия Христова. Молитвословия отличаются особенной умилительностью и проникновенностью.

Первые три дня служится Литургия Преждеосвященных Даров. Также в эти три дня в соответствии с церковным уставом прочитывается вся Псалтирь (кроме 17-й кафизмы), а на часах вычитывается почти все Евангелие (до конца не дочитывается только Евангелие от Иоанна). Евангельское чтение на часах являет собой само звучащее Слово Божие, воспроизводя собой проповедь Христа, учившего в эти дни в ветхозаветном храме.

Страстная седьмица

Страстная седьмица

 

Лестница Великого Поста

 

В Страстную среду в конце Литургии в последний раз читается молитва преп. Ефрема Сирина с земными поклонами – отныне поклоны в церкви упраздняются, поскольку заканчиваются сами великопостные службы и начинаются особенные страстные богослужения.

Святые дни Страстной седмицы призваны отсечь нас от повседневной суеты и настроить душу на скорбное сопереживание распинаемому человеческими грехами Богу. С вечера Страстной среды каждый христианин безмолвно предстоит Кресту Господню – «ничто земное в себе помышляя» …

Все дни Страстной седмицы носят название «великих».

В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный праведник Иосиф Прекрасный, униженный и проданный завистливыми братьями в египетское рабство. Его образ указывает нам на грядущие невинные страдания Спасителя. Из евангельских событий Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Иссохшая смоковница символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел, без которых наступает духовная смерть души. Своеобразный суд над смоковницей призван напомнить верующим о предстоящем Страшном суде, на котором будут оправданы только праведные и целомудренные души.

В Великий вторник вспоминается обличение Христом лицемерных фарисеев и книжников. Евангельской притчей о десяти девах Церковь назидает: необходимо пребывать в неизменной готовности к достойной встрече Небесного Жениха целомудрием и благими деяниями. Ибо святой долг каждого христианина – сохранение своей живой веры и горячей любви к Богу – Источнику благодати и всех благ.

В Великую среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя. Святое Евангелие противопоставляет предательству Иуды – преданность Христу грешницы, омывшей Его ноги слезами, помазавшей их драгоценным миром и обтершей ноги Христа своими волосами.

В Страстную среду Церковь в последний раз в посту призывает нас к суду над своей совестью. В этой связи вспомним рассуждения свт. Иоанна Златоуста на предмет притч Священного Писания: « Как же Иуда сделался предателем, когда он призван Христом? Но Господь не чинит насилия над свободной человеческой волей. Он не принуждает». Ученик Христов целованием предает Господа на мучительную смерть, а грешница помазывает Ему ноги благоуханным миро. «Простерла блудница руки к Тебе, Владыко, простер и Иуда свои руки беззаконным (врагам Христовым)», – она – чтобы испросить прощение, он – чтобы взять сребреники (плату за предательство). Она изливает многоценное миро, он предает Бесценного, она спасается, он гибнет. «От Иудина окаянства … избави, Боже, души наша!».

В Великую среду заканчивается время церковного покаяния. В монастырях вновь совершается чин прощения, соучастниками которого мы были в день Прощеного воскресения. В прежние времена в Страстную среду чин прощения повторялся во всех церквях. А в московском Успенском соборе прощения обид испрашивал себе у народа державный российский государь и вся царская семья.

В Великий четверг утром служится Литургия свт. Василия Великого. Вспоминается Тайная Вечеря Господа со своими учениками, омовение Им ног апостолам и установление Иисусом Христом величайшего таинства Святого Причащения: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 51). Совершается чудо Любви Божией во спасение грешного человеческого рода: «Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое», «Пейте … все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26: 26-28).

Святое Причастие попаляет греховную скверну, преображает и тело и душу причастника. Через Причастие христиане соделываются «сотелесными и единокровными» самому Христу (свт. Кирилл Иерусалимский), становятся «Христовыми»: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56).

Андрей Рублев. Тайная Вечеря. 15 в.

Андрей Рублев. Тайная Вечеря. 15 в.

Тайна и сила Православной Церкви заключена именно в таинстве Святого Причащения, передаваемого нам апостолами от Самого Иисуса Христа через рукоположенное ими священство. Отцы Церкви говорят: православие есть Причастие. Ибо все другие христианские вероисповедания это таинство либо изменили (католичество), либо утратили (лютеране), либо никогда его не имели (многочисленные секты). Поскольку, где нет священства, благодатию Божией совершающего тайну Евхаристии (Жертвы Христовой), там нет и не может быть ни Святых Даров, ни Святого Причастия (свт. Феофан Затворник).

Святое Причащениесовершается только на Литургии – службе всех служб. И потому ЛитургияВеликого четвергапризнана отцами Церкви Литургией всех Литургий.

В Великий четверг вечером служится последование святых и спасительных страстей Христовых. Читаются так называемые «12 Евангелий» – части всех Евангелий о страданиях Христовых. В первые века христианства эта служба длилась всю ночь: Евангелия читались в разных местах, куда с непрестанной молитвой шли верующие путем Господа, освящая тьму ночи светильниками. Они шли на Елеонскую гору, где Иисус Христос говорил с учениками перед своими страданиями; в Гефсиманский сад, где было моление Господа о чаше (о чаше Его мук и Его смерти: «Чтоб эта чаша смерти миновала, в поту кровавом Он молил Отца» (Б. Пастернак)); на Голгофу и к Кресту Господню.

Ныне сердцем мы следуем путем Господа и в богослужении прозреваем муки Христа: «Не терпя зрети Бога досаждаема», вся тварь страхом колебалася, земля потрясалася, камни распадались, солнце померкло и завеса в Иерусалимском храме разодралась донизу надвое. Церковная песнь доносит до нас слова распинаемого Христа: «Люди мои, что сотворил вам и чем вы воздали Мне … за манну – желчь, за воду – уксус … Вы ко Кресту Меня пригвоздили …». Внезапное солнечное затмение знаменовало крестные муки Господа: с часа Его распятия до Его смерти мир погрузился во тьму. Это явление засвидетельствовало четыре историка. Один из них, афинский философ Дионисий Ареопагит, тогда воскликнул: «Или мир гибнет, или Творец страждет!». Позднее он принял христианство и даже стал первым Афинским епископом.

Страданиями и позором прославляются Господь Иисус Христос и Его Мать: «Крест Твой, Господи, есть жизнь …»; «Радуйся, Родшая Творца Твоего и Господа, радуйся, сподобившаяся быть Мати Божия».

«Вникни, брат, в слышанное сегодня», – обращается к нам великий христианский подвижник, прп. Ефрем Сирин, – «… Безгрешный Бог предан, осмеян, поруган, терпел бичевание и был распят. Да содрогнется сердце мое, да ужаснется душа моя! Каждый день я должен проливать слезы при этом воспоминании о страданиях Владыки».

Всю вечернюю службу верующие стоят с зажженными свечами, которые стараются донести до дома, чтобы на косяках дверей начертать спасительный крест. Обычай велит сохранять святой четверговый огонь до Пасхи.

«Господи, и меня древом крестным просвети и спаси …».

Великая пятница – день самый скорбный, день смерти Господа на Кресте.

В эту пятницу Церковь вспоминает о суде, о распятии и о крестной смерти Спасителя. Утром читаются Царские Часы – «часы всех часов» – Евангельское повествование об уничижении Спасителя, о Его мучениях и о Его смерти. Но Литургия в Великую пятницу не совершается, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. В память об искуплении грехов рода человеческого еще в апостольские времена Страстная пятница была названа «Крестной Пасхой».

Днем в Великую пятницу (обычно с 12.00 час. до 16.00 час.) в час смерти Иисуса Христа на Кресте служится вечерня, на которой вспоминается снятие с Креста тела Христова и положение Его во гроб: «Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится …». Погребение Господа совершил Иосиф Аримофейский. Теперь это делает священник, который выносит Плащаницу (плат с образом Спасителя) с Престола на середину храма, как бы перенося Тело Христово с Голгофы в гробницу: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоуханиями) во гробе нове покрыв, положи». Пение заканчивается поклонением Плащанице и целованием ран Христа – Его пронзенных ног, рук, ребер.

Раздаются стенания Богоматери («Плач Богородицы»): «Радость уже отныне никогда Мене не коснется … Свет Мой и радость Моя ушел во гроб … Воскресни и утоли мою печаль – все можешь, Владыка …, хотя и погребен». И в ответ Матери «тайно речет Господь: «Воскресну и Тебе возвеличу, как Бог неба и земли».

В этот скорбный час Церковь наставляет нас: и в самую горькую минуту мы должны уповать на милость и всемогущество Божие.

В Страстную пятницу традиция предписывает полное воздержание от пищи.

Великой субботе посвящены слова свт. Епифания Кипрского: «Что сие днесь безмолвие на земле? От того глубокое молчание, что почивает Господь».

Сосредоточенное молитвенное молчание всех сострадающих страждущему Христу выражено литургическими словами: «Да молчит всякая плоть человечья и ничего суетного в себе не помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Суета мира сего, человеческие желания и мысли – ничто не должно нарушить свершаемой сегодня великой тайны Божией – Жертвы Христовой во спасение каждого из нас. Сошлемся на слова архиепископа Серафима (Соболева) об этом великом дне. Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая седмица (Страстная седмица) и больше самой седмицы Страстной – Великая и святая Суббота. Ибо подобно тому, как в первом миротворении Бог Отец, создав всех тварей и сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил этот день, наименовав субботой, то есть покоем, – так и Господь Иисус Христос, совершив дело искупления и воссоздав истлевшего грехом человека, обновив его живоносным крестом и смертью, в субботний день упокоился: «Бог Слово плотию сошел во гроб, сошел же и во ад».

Субботний богослужебный день начинается поздно вечером в пятницу. Пением псалма «Благословен еси Господи …» отпевается Спаситель. Песнь перемежается с чтением стихов: «Похвалы» величают страдания Господа. Канон «Волною морскою» прославляет Спасителя, выведшего иудеев из плена египетского и ныне спасающего все народы из плена врага рода человеческого. Великая скорбь соединяется с радостной надеждой: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуешь во веки».

На утрени Великой Субботы совершается торжественный чин погребения Спасителя. После Великого славословия, под пение «Трисвятого» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») священник совершает каждение Плащаницы и на главе выносит ее из храма. За ним следует крестный ход, прообразующий собой погребение Христа. По возвращении Плащаница подносится к Царским вратам в знак того, что смерть Спасителя отверзла нам райские двери.

И вновь Плащаница на середине храма. Чтец восклицает: «Воскресни, Боже, помози нам и избави нас имени Твоего ради». Читается пророчество Иезекииля: « … и поставил меня Господь посреди поля, полного костей человеческих … И рече ко мне Господь: «Сыне человечь, оживут ли кости сии?». И по велению Божию вошел в кости Дух и они ожили и стали на ноги свои. И сказал Господь: «Вот Я … изведу вас от гробов ваших, Людие Мои, и дам Дух Мой вам и живы будете … Я Господь: сказал и сотворю».

Положение во гроб. 15 в.

Положение во гроб. 15 в.

Целованием Плащаницы заканчивается пятничная вечерняя служба.

В Великую Субботу утром вспоминается сошествие Христа во ад: «Днесь ад стеня вопиет: разрушилась моя власть …, попрана моя держава…». Господь воскресил души умерших праведников и вывел их из тьмы ада в Царство Света. Церковь вдохновляет нас на подвиг веры: «Дерзайте людие Божии, ибо Он победит враги, яко всесилен». Следует чтение ветхозаветных пророчеств о Воскресении Христовом.

Начало новозаветной истории знаменует открытие Царских врат при словах: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Пение «Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (во Христа крестились, во Христа облеклись)» перекликается с Апостолом: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились … Почитайте себя мертвыми для греха, живыми для Бога». Перед чтением Евангелия чтец в белом одеянии, подобно светозарному Ангелу у гроба Господня, возглашает: «Воскресни, Боже, суди земли …». В это время в алтаре переоблачаются Престол и священнослужители из траурных одеяний – в белые пасхальные.

Богослужение Страстной субботы позволяет нам увидеть и осознать величие приносимой за всех нас Жертвы. И наше со-переживание Спасителю – вчера спогребохся Тебе, Христе, – служит для каждого христианина условием его вхождения в радость Воскресения Христова: «совосстаю днесь воскресшу Тебя», Христе Боже Наш!

Евангелие повествует о пасхальной радости, о Воскресении Христа, возвещенного Ангелом женам, пришедшим ко гробу Господа. И вновь звучат слова Спасителя, представшего по Своем Воскресении перед апостолами: «… се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28: 20).

Литургия свт. Василия Великого начинается в Великую субботу позднее, чем обычно. За Литургией читается Евангелие о Воскресении Спасителя, хотя перед нашим телесным взором Спаситель еще возлежит, плотию уснув яко мертв. Но Победа над смертью и над адом уже совершилась!

Все храмы уже преобразились в белое, избавясь от черных одеяний скорбных дней. Именно в этот, воистину Великий, день в Иерусалиме совершается чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень.

Великая суббота исполнена великой духовной радости предстоящей Пасхи Христовой, несмотря на еще продолжающийся строгий пост.

По окончании Литургии уже святятся пасхи, куличи и яйца.

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Слово о Страстной седмице

Перво-наперво нужно постараться понять, что Страстная и Светлая седмицы означают лично для каждого из нас. … Чаще всего мы не отдаем себе отчет в том, что в посте и в празднике для нас наибольшее значение имеет либо гастрономический аспект (запрещение-разрешение определенных продуктов), либо обрядово-бытовой (выпечка куличей, покраска яиц, уборка, нанесение крестов копотью свечей). А собственно вероучительный, аскетический и литургический смыслы остаются зачастую вне нашего внимания. Но ведь это и есть самое главное. Практически можно позволить себе иногда вообще забыть о гастрономических и обрядово-бытовых вопросах и сосредоточиться на главном. Как это можно сделать?

Достойно можно встретить Воскресение Христово только в святости. С нашими грехами, приходя к празднику Пасхи, невозможно думать о достоинстве. Можно только глубже и глубже переживать свое недостоинство и никудышность. Именно этому переживанию и должна была способствовать прошедшая Четыредесятница. Иначе зачем мы молились: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения…» и «Покаяния отверзи ми двери…»? Именно здесь – в глубине переживания недостоинства и рождается пасхальная радость. И только осознание нами собственного недостоинства может раскрыть нам понимание Страстной седмицы. Ибо Страстная седмица – это свидетельство Церкви о величайшем добровольном самоумалении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с тайной которого мы должны соприкоснуться в эти дни. В смирении и умалении себя по образу нашего Спасителя заключается и наше достоинство.

Страстная и Светлая седмицы – это литургическая икона нашего спасения. Практическая задача каждого верующего в эти дни – запечатлеть эту икону в своем сердце и сохранить ее там, сделав основной парадигмой своей жизни. Именно к этому призывает Церковь в эти дни каждого крещеного человека! Вспомним слова апостола Павла: «…все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» (Рим. 6: 3-6).

Молитвенное соумирание Христу и совоскресение с Ним не завершается таинством крещения. Оно продолжается в повседневной жизни и, особенно, в опыте переживания Страстной и Светлой Седмицы. Поэтому в древности таинство крещения было вплетено в богослужение Страстной Седмицы. В этом смысле даже если человек крещен в младенчестве, он все равно не лишается возможности в сознательном возрасте молитвенно переживать то, что переживает каждый человек в крещении. Многие из нас не помнят своего крещения и провели дни крещения неподобающим образом. Сейчас у нас есть возможность возвратиться, переосмыслить всю свою духовную жизнь и прожить Пасху (Страстную и Светлую седмицы) так, как бы мы хотели провести дни своего крещения.

Источник

Источник 2

Просмотры (32)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели