Наставления греческой Игумении Феосемни

Размещено Янв 31, 2018 в Статьи | 0 комментариев

Игумения Феосемни

Игумения Феосемни

Греческая игумения Феосемни (в миру Анастасия-Аристея Димца) родилась в г. Лариса в Фессалии в 1938 году. Окончила Медицинскую (фельдшерскую) академию Красного Креста в Афинах, работала в больницах Афин. В 1966 году поступила в монастырь святого Стефана в Метеорах. С 1976 года по благословению митрополита Кидонийского Иринея вместе с двумя монахинями начала восстанавливать из руин древний заброшенный монастырь Хрисопиги рядом с городом Ханья на острове Крит, и трудилась здесь в течение двадцати четырех лет. Монастырь Хрисопиги при игуменстве матери Феосемни стал духовным центром для жителей города Ханьи и его окрестностей, многие люди обращались к ней за советом и помощью.

Игумения Феосемни обладала уникальным даром: она была человеком очень деятельным и энергичным, но в ней это сочеталось с аскетической молитвенной жизнью и удивительным смирением. Как говорят о ней сестры, «матушка управляла монастырем совершенно бесшумно», никто никогда не слышал, чтобы она разговаривала оскорбительным тоном или произносила резкие слова. Ее духовные наставления с одной стороны просты, а с другой – невозможно не почувствовать, сколько за ними стоит опыта и любви – к Богу и к людям.

Игумения Феосемни была духовной дочерью святого Порфирия Кавсокаливита. Скончалась в 2000 году, до этого несколько лет тяжело болела раком.

Из обращений и духовных наставлений сестрам

О посте

Поститься мы должны ради Христа. Только ради Христа, больше ни по какой другой причине. Часто происходит так, что к нашему желанию поститься примешивается желание извлечь некоторую выгоду. То есть мы воспринимаем пост то как средство диеты, то как средство к человекоугодию. Это – ошибочно. Единственной целью поста должна быть наша любовь ко Христу и наше уподобление Ему по примеру аскетов и преподобных отцов. И ничего больше!

Через пост мы получаем возможность общаться как с Богом, так и с людьми. Эгоистично есть прожорливо, ненасытно, становиться рабами своего чрева. Как же тогда мы станем рабами Божиими? Воздержание в пище дает нам чувство легкости в душе и в теле, делает нас радостными, подвижными, дает хорошее настроение – все эти вещи помогают нашему общению с нашими братьями и сестрами и молитве. Напротив, когда у нас наполнен желудок, тело утяжеляется, испытывает трудности в движении, сердце человека пресыщается, коснеет, ленится молиться, в нем нет места для благодати. Однако же как прекрасно, ка удобно и легко мы себя чувствуем, питаясь умеренно, какими гибкими, подвижными мы становимся, с какой любовью обращаемся с ближними! Это – дары благодати Божией, привлекаемые постом. Но будьте осторожны: не впадайте в крайности! Не надо делать вещи, превышающие наши силы, ибо нас искушает диавол гордостью.

Нам недостаточно поститься, совершать бдения, четко исполнять наше послушание, класть поклоны, ходить на службы, все делать последовательно и вовремя. Все это – внешнее. Этим мы не достигаем совершенства. Перед Богом мы не в порядке, когда внутри нас – гордость и, стоит кому-то нас задеть словом, мы сразу впадаем в гнев и выходим из себя. Мы достигаем совершенства тогда, когда нам кто-то скажет обидное слово, а мы ответим: «Прости, ты права, это так!» – и будем стараться не повторять вызвавший это слово поступок.

О словах

Знайте, что в духовной жизни существует последовательность. Одна вещь влечет за собой другую. Невозможно пройти пункт 2, если не выполнить прежде пункт 1, поэтому пусть вас не удивляет, если вы где-то застряли и не можете идти вперед. Это значит, что вы что-то упустили на предыдущем этапе. Это логично. Как могу я жить высшей духовной жизнью, в то время как я не в состоянии даже стакан поставить на место как следует?

Когда мы кого-нибудь отчитываем, распекаем – мы его не любим. Человек поймет что-то только через любовь. Не через угрюмость, сердитость и осуждение.

Мы ошибаемся, считая, что виноваты другие. Проблема кроется внутри нас. Пусть из наших уст исходят только ласковые слова. А когда нам нечего сказать – достаточно одной улыбки. Будем дарить ближнему нашу улыбку, нашу любовь. Когда мы не любим наших братьев и сестер, значит, мы не любим Христа. Нельзя говорить, что мы любим Христа, и в то же время не любить наших братьев и сестер.

Часто мы не придаем значения острым словам, подкалываниям среди нас. Мы посмеиваемся шутки ради над сестрой, бывает, что подшучиваем даже по любви. Однако это – нечто такое, что не всегда нравится другим, или же они не готовы это принять и, таким образом, это их задевает. Давайте же это прекратим! Ведь и святые отцы Церкви говорят, что подшучивания и подкалывания не приличествуют монахам. Я тоже, бывает, шучу. Но если понимаю, что другого это может задеть – прекращаю. Как только я замечаю по выражению лица собеседника, что, возможно, ему (ей) это неприятно, я сразу перевожу разговор в другое русло. Это легко! Попробуйте!

В последнее время среди нас имеет место одно ошибочное представление, связанное с тем, что хорошо говорить и что выражать. Так, некоторые сестры выражаются якобы «свободно» и «как они чувствуют», говоря при этом: «Я тебе скажу все, что думаю, прямо как есть. Я не люблю лицемерить!», и считают за искренность говорить с другим осуждающе, т. к. думают, что таким образом они его исправят. Они полагают, что поступают правильно, говоря другому правду и будучи искренни по отношению к нему. Однако это – очень большая прелесть и падение. Ранить других, огорчать их, заставлять их почувствовать себя плохими, – это не имеет никакого отношения к искренности, и не похвально мне так поступать. Это – большие грубость и грех. Монах – человек, который скрывает свои неприятные чувства, сдерживает свой язык, молчит.

О смирении

Будем видеть наши слабости и наше бедственное состояние и все это говорить Богу. Скажем Ему: «Ты, Боже мой, видишь, каков я, у меня такие-то и такие-то слабости, страсти, помоги мне!» Будем так говорить, будем каяться, и таким образом внутри нас родится смирение и покаяние.

Давайте говорить меньше слов, но слова добрые. Постараемся молчать. Без молчания не продвинешься в добродетели. Без молчания невозможно приобрести молитву. В результате разговоров, судов-пересудов, осуждения наш ум становится непостоянным.

У всех страстей, если посмотрим внимательно, – один и тот же корень: эгоизм и гордость. И у гнева, и осуждения, у всех страстей. Давайте уничтожим этот корень молитвой, доверием Богу, что Он нас избавит от этих страстей. Будем просить у Бога смиренномудрия.

Святые всегда говорят: «Виноват я». Никогда они не судят другого. Как это прекрасно! Так и нам надо поступать, и мы будем уже здесь жить в раю. Если мы обладаем этим, знаете, какой покой наполняет тогда нашу душу? Великий покой! Бесконечное умиротворение! Будем встречать все с молитвой, с духом покаяния.

Обличение самого себя исцеляет раны души.

Смирение – это когда мы оправдываем братьев и сестер во всем и за все. Смиренный человек отсекает свою волю.

Не надо требовать ничего от других, но всегда самим служить, жертвовать ближним.

Если когда-либо мы что-то доброе сотворим или подумаем, не станем это приписывать себе, но – Богу. Будем говорить: «Ты, Боже мой, дал мне это, это – Твое, Ты мне позволил и дал мне силы это сделать». Таким образом мы далеко отгоняем от себя помыслы тщеславия.

Часто помысел говорит мне: «Я ничего не стою, я – неисправима…» И это – от лукавого.

Если я обладаю смирением, то мне надобно сказать: «Ладно, я совершила ошибку, но я постараюсь изо всех сил ее исправить». В таком случае я сохраняю мирное настроение и не смущаюсь.

Греховные помыслы попускаются Богом для нашего смирения, когда им в нашем сердце предшествуют помыслы осуждения и гордости. Помыслом осуждения можно считать любой помысел, умаляющий достоинство ближнего. Также помысел гордости – это всякий помысел, возвеличивающий нас. Оба этих помысла оскорбляют Бога и ближнего, и нам следует немедленно спешить от них избавиться.

Приложим все свои усилия, чтобы приобрести добрые помыслы о других. Если возможно, видеть всех хорошими, во всех видеть добродетели и хорошие качества и только лишь в себе самих – грехи и недостатки. Это очень помогает в стяжании смирения.

Смирение проявляется, когда мы не оправдываем самих себя.

Часто бывает так, что нас обвиняют в чем-то, чего мы не совершали, и мы, естественно, реагируем негативно, уверенные в своей невиновности. Однако давайте подумаем… Разве в прошлом мы ни разу не совершали того, в чем нас теперь обвиняют? Почему же мы поднимаем шум, хотя нас обвиняют в ошибке, которая в полной мере наша? Давайте смиримся, сестры! По крайней мере, склоним голову и скажем: «Прости!», если не под силу будет сказать: «Ты прав, я это сделала», даже если мы этого не сделали.

О чтении

Когда при чтении святых отцов нам попадается какое-то место, которое находит в нас отклик: скажем, слово о какой-либо добродетели, которой мы не имеем, но хотели бы приобрести, или о каком-либо недостатке, который у нас есть и от которого мы желаем избавиться, – остановимся и поразмышляем об этом. Например, я нашла какое-то поучение о страсти гнева. Закрываю книгу, сижу, думаю и молюсь, как я могу перестать гневаться, и запечатлеваю это в уме. А когда мы читаем подряд бесчисленное количество страниц, и нам все нравится, и содержание полно смысла – то потом мы многое забываем. Если я читаю, читаю, читаю и в конце концов закрываю книгу и ухожу – потом я не помню уже ничего и не возвращаюсь умом к прочитанному. Цель же состоит не в том, чтобы прочесть как можно больше страниц, а в том, чтобы мы получили пользу от прочитанного. Это вдумчивое чтение с размышлением станет для нас поводом избавления от страстей.

О благодати

Благодать Божия… Мы вкладываем малое, а затем благодать нас тянет вверх, потихоньку все выше и выше. От нас зависит: стараться, сколько можем. Мы должны бороться до конца. А благодать Божия будет нам помогать. Когда мы ищем и просим благодати Божией, она нам помогает. Но мы редко о ней просим. Если будем Его просить, Бог никогда не останется глухим к нашим мольбам.

Просмотры (254)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели