Ар­хи­манд­рит Иан­ну­а­рий (Ив­ли­ев) — праздник отцов шести Вселенских Соборов

Размещено Авг 1, 2017 в Статьи | 0 комментариев

Се­го­дня празд­ник Свя­тых от­цов ше­сти Все­лен­ских Со­бо­ров. Те из вас, кто зна­ком с ис­то­ри­ей Церк­ви, пом­нят, что на по­след­нем из этих ше­сти со­бо­ров, ко­то­рый со­сто­ял­ся по­чти пол­то­ры ты­ся­чи лет то­му на­зад в Кон­стан­ти­но­по­ле (680–681 г.), был утвер­жден дог­мат о двух во­лях, дей­ство­вав­ших в Иису­се Хри­сте. Это озна­ча­ет, что у Бо­го­че­ло­ве­ка Хри­ста нераз­рыв­но со­че­та­лись как две при­ро­ды, – бо­же­ствен­ная и че­ло­ве­че­ская, – так и две во­ли, два хо­те­ния, же­ла­ния: бо­же­ствен­ное и че­ло­ве­че­ское. И од­но же­ла­ние в Нем пол­но­стью со­глас­но с дру­гим. Это – в от­ли­чие от обыч­ных лю­дей, у ко­то­рых не две са­мо­сто­я­тель­ные во­ли, а толь­ко од­на во­ля, че­ло­ве­че­ская. О бо­же­ствен­ной во­ле мы зна­ем, но знать о чём-то – ещё не озна­ча­ет иметь это. Мы зна­ем о во­ле Бо­жи­ей и ста­ра­ем­ся сле­до­вать ей, но ча­ще все­го укло­ня­ем­ся от нее. Во Хри­сте всё бы­ло не так. Его че­ло­ве­че­ская во­ля бы­ла пол­но­стью со­глас­на с во­лей Бо­га в Нем.

Ещё мы се­го­дня слы­ша­ли с ва­ми два биб­лей­ских чте­ния: из по­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла к Рим­ля­нам и из Еван­ге­лия от Мат­фея, ис­то­рию об ис­це­лен­ном па­ра­ли­ти­ке. К со­жа­ле­нию, да­ле­ко не все вни­ма­ют чи­та­е­мо­му в Церк­ви. По раз­ным при­чи­нам. Во-пер­вых, по­то­му, что на чи­та­е­мое и слы­ши­мое в хра­ме очень мно­гие во­об­ще не об­ра­ща­ют вни­ма­ния. Вот при­ча­стить­ся, по­ма­зать­ся – это важ­но. Важ­но спеть хо­ром От­че наш или мо­лит­ву Бо­го­ма­те­ри. А вслу­ши­вать­ся в чи­та­е­мое как-то нет при­выч­ки. Во-вто­рых, чи­та­ет­ся всё на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке, и по­это­му не очень по­нят­но, а ино­гда и со­всем непо­нят­но.

На всё это на­до ска­зать сле­ду­ю­щее. На­ша Ли­тур­гия де­лит­ся на две ча­сти. Пер­вая на­зы­ва­ет­ся Ли­тур­ги­ей Сло­ва, или Ли­тур­ги­ей Огла­шен­ных. Она длит­ся до Хе­ру­вим­ской пес­ни. На ней при­сут­ству­ют все, как кре­щё­ные, ко­то­рых на­зы­ва­ют «вер­ны­ми», так и ещё не кре­щё­ные, но толь­ко го­то­вя­щи­е­ся к при­ня­тию кре­ще­ния. Их на­зы­ва­ют огла­шен­ны­ми. Цен­тром этой пер­вой по­ло­ви­ны Ли­тур­гии яв­ля­ет­ся при­ча­ще­ние (через слу­ша­ние) Сло­ву Бо­жию, на­пи­сан­но­му и чи­та­е­мо­му для нас.

Пе­ред вто­рой ча­стью Ли­тур­гии про­из­но­сят­ся сло­ва: «Огла­шен­ные, изыдите!» В Древ­ней Церк­ви по­сле этих слов огла­ша­е­мые ухо­ди­ли. В хра­ме оста­ва­лись толь­ко вер­ные, и на­чи­на­лась Ли­тур­гия Вер­ных. Так бы­ло по­все­мест­но в Древ­ней Церк­ви. Но так бы­ва­ет и сей­час на неко­то­рых при­хо­дах, на ко­то­рых при­да­ет­ся се­рьез­ное зна­че­ние пре­крас­ным цер­ков­ным тра­ди­ци­ям, а не про­сто про­из­но­сят­ся за­учен­ные тра­ди­ци­он­ные сло­ва. Цен­тром Ли­тур­гии Вер­ных яв­ля­ет­ся то­же при­ча­ще­ние Сло­ву Бо­жию, но не на­пи­сан­но­му, а во­пло­щен­но­му, то есть при­ча­ще­ние Те­лу и Кро­ви Гос­по­да под ви­дом хле­ба и ви­на.

Но не сле­ду­ет пре­не­бре­гать пер­вой ча­стью Ли­тур­гии. На­до очень вни­ма­тель­но слу­шать то, что чи­та­ет­ся в церк­ви[2]. А ес­ли непо­нят­но то, что чи­та­ют по-сла­вян­ски, то ведь у каж­до­го есть до­ма ка­лен­дарь. По­смот­ри­те пе­ред служ­бой, что долж­но чи­тать­ся се­го­дня, и по­чи­тай­те са­мо­сто­я­тель­но до­ма. Но помни­те, что Сло­во Бо­жие – дей­ствен­ное сло­во, и, пре­не­бре­гая им, вы ли­ша­е­те се­бя очень, очень мно­го­го.

27 июля 2003 г.
https://azbyka.ru/…/prazdnik-pamjat-svjatyh-otcov-shesti-vs…

Фото Дмитрия Фролова.
Фото Дмитрия Фролова.

Просмотры (50)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели