Киккская икона Божией Матери

Размещено Мар 25, 2016 в Статьи, Фото | 0 комментариев

Киккский монастырь (греч. H Ιερά, Βασιλική, Πατριαρχική Σταυροπηγιακή Μονή της Παναγίας του Κύκκου) (Монастырь Киккос, полное название Священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери) — мужской ставропигиальный монастырь Кипрской православной церкви, один из богатейших и известнейших монастырей Кипра.

Монастырь

Монастырь

Монастырь был основан примерно в конце XI века византийском императором Алексеем I Комнином. Монастырь находится на высоте около 1140 метров над уровнем моря к западу от горной системы Троодос.

Вход в Киккский монастырь

Вход в Киккский монастырь

Царским он называется потому, что был основан на личные денежные пожертвования византийского императора Алексея Комнина (1081–1118); ставропигиальным – потому, что на закладном камне был помещен крест, а на административном языке Церкви это означает, что монастырь обладает самоуправлением, разумеется, в рамках Кипрской Православной Церкви.

Крытый арочный портал храма, украшенный византийским крестом и фигурками птиц, выполненными в 11 столетии

Крытый арочный портал храма, украшенный византийским крестом и фигурками птиц, выполненными в 11 столетии

Происхождение названия «Киккский» неизвестно. Согласно распространенной точке зрения, оно восходит к названию дикого кустарника, произрастающего в данной местности, называемого также и коккос. Предание связывает название «Киккский» и с пением некоей птицы, которая в византийские времена облетала окрестные горы и предвозвещала основание монастыря такими стихами:

«На Киккской, Киккской горе будет обитель, 

Золотая Госпожа в нее войдет и никогда не выйдет».

Роспись - сотворение мира

Роспись — сотворение мира

Самое ранее упоминание о Киккском монастыре встречается в рукописи 1136 года: в ней говорится о покупке некоей книги тогдашним игуменом обители Даниилом. Другие сведения как о первых годах существования обители, так и обо всем византийском периоде ее истории восходят к текстам позднейшего времени. Несмотря на их косвенный характер, эти свидетельства убеждают нас в том, что монастырь оказывал значительное влияние на тогдашнюю духовую жизнь острова. Убедительным доказательством этого могут служить иконы, написанные по типу Киккского образа Божией Матери, которые сохранились до нашего времени на Синае и в Южной Италии.

Вход в монастырь

Вход в монастырь

При латинянах кипрский народ не оставил свой горячей любви к Киккскому образу Божией Матери. Он упоминается даже в венецианских документах с именованием «Святая Мария дождя» – факт, который указывает на широкую известность иконы у инославных завоевателей. Слава и влияние Киккской обители были так велики, что после пожара 1365 года сам католический король Петр (1359–1369) изъявил готовность восстановить монастырь, желая этим выразить благоволение своим подданным. Но его супруга Элеонора умолила его позволить ей выделить средства на восстановление обители.

Вид монастыря

Вид монастыря

В период латинского господства благодаря манускриптам, создаваемым в обители, сохранялись и продолжались православные традиции и греческий язык, оставалась живой историческая память кипрского народа. В монастыре была мастерская по переписке и украшению рукописей, продолжавшая византийские традиции. В патриаршей библиотеке Иерусалима хранится рукописная Псалтирь, вышедшая из скриптория Киккского монастыря, убедительно демонстрирующая высочайшее мастерство кипрских иноков. Хотя в силу исторических и ряда других причин многие тексты той эпохи утрачены, но через списки Киккской иконы Божией матери, которые были сделаны в XIII–XV веках и сохранились как на Кипре, так и в других местах, ощущается их духовное влияние — это икона храма Божией Матери Кивоту (XIII в.), что в общине святого Феодора в Агру, икона храма святой Марины (XV в.) селения Калопанайотис, хранящаяся ныне в музее византийских древностей при фонде архиепиcкопа Макария III, и икона храма Божией Матери Дексиа (XV в.) в Салониках.

Аркадная галерея. Верхний двор Киккского монастыря

Аркадная галерея. Верхний двор Киккского монастыря

Изначально монастырь был построен из дерева. После пожара, случившегося в 1365 году, монастырь был выстроен заново, на этот раз из дерева и камня.

Киккский монастырь (вид сверху)

Киккский монастырь (вид сверху)

Мрачный период турецкого господства стал серьезным испытанием для кипрского эллинизма. Иноверный завоеватель принес с собой совершенно чуждую киприотам культуру, другую религию, которые всеми силами стремился им навязать.
В новых условиях единственной организованной силой и надеждой народа оставалась Церковь, которая его защищала, укрепляла и направляла. Киккский монастырь внес огромный вклад в эту борьбу. В период турецкого господства, когда религиозная вера означала и национальную принадлежность, обитель сохраняла религиозное сознание, являвшееся волноломом против исламизации, которая в конце концов приводила к полному переходу к мусульманам. Тысячи беженцев, пренебрегая трудностями пути и многими иными опасностями, днями и неделями шли в обитель, чтобы помолиться, попросить помощи у святой иконы и одновременно почерпнуть мужество и терпение, чтобы выдержать беды рабства.

В храме

В храме

В 1541 году монастырь вновь сгорел и был отстроен полностью из камня. Тогда храм был однонефным, но в 1745 году он был увеличен и стал трёхнефным. Средний неф посвящён Богородице, поэтому монастырь организует церковный праздник 8 сентября (Рождество Богородицы) и 15 августа (Успение Богородицы).

Мозаика Успения Божией Матери в Киккском монастыре

Мозаика Успения Божией Матери в Киккском монастыре

Правый неф посвящён Всем Святым, а левый — архангелам Михаилу и Гавриилу.
В 1576 году икона была покрыта серебряной позолоченной ризой, а новая риза была установлена в 1795 году. Лик Божией Матери закрыт и никогда не открывается, вероятно, потому, что таково было желание императора Алексея Комнина.

Центральный иконостас с иконой

Центральный иконостас с иконой

Колокольня была построена намного позже самого монастыря, в 1882 году, так как в период владычества Османской Империи бой колоколов был запрещён христианам. Колокольня имеет 6 колоколов, самый большой из которых российского производства, его вес 1.280 кг.

Колокольня конца 19 века. Нижний двор Киккского монастыря

Колокольня конца 19 века. Нижний двор Киккского монастыря

Рассказывают, что в 1669 Александрийский патриарх Герасим дерзнул поднять покров и увидеть лик Богородицы, но за это богохульство был наказан. Со слезами на глазах он был вынужден просить у Бога прощение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы, известной под названием Трон, где поют молебен, причем лика Богородицы они не видят, поскольку он обращен к небу.
В исторических источниках приводятся упоминания о частых крестных ходах и молитвах народа с просьбой о заступлении, о том, чтобы отверзлись небеса.

Во время турецкого господства киприоты часто прибегали к помощи святой иконы. Для перенесения иконы и вообще выноса ее за пределы обители требовалось особое разрешение, за выдачей которого христиане обращались к властям с соответствующим прошением. Нередко османские чиновники отказывали, и христианам, чтобы добиться фирмана – разрешения, приходилось доходить до самого султана. Так, фирман 1643 года сообщает, что однажды жителям удалось, обратившись к султану, избавиться от произвола чиновников.

Монастырь на картах Гугл (можно смотреть круговые панорамы 360 градусов)

В 1926 году в Киккском монастыре начал своё церковное восхождение Макарий (Мускос), ставший впоследствии представителем Кипрской Церкви и первым президентом Кипра.

Могила архиепископа Макария Третьего

Могила архиепископа Макария Третьего

После смерти он также был похоронен в 2 км от монастыря и его могила в настоящее время является очень популярным местом посещения туристов и паломников.

Памятник митрополиту и первому президенту Кипра

Памятник митрополиту и первому президенту Кипра

Панорамы монастыря 360 градусов

В 1986 году учрежден Исследовательский центр Киккского монастыря, где находится и архив, и богатейшая библиотека.

Киккская икона (оригинал)

Киккская икона (оригинал)

В ризнице монастыря находится множество ковчегов со Святыми мощами

This slideshow requires JavaScript.

Музей Киккского монастыря

По решению игумена Никифора (Киккотиса) в 1995 году был открыт музей Свято-Киккского монастыря.
Музей монастыря Киккос является уникальным хранилищем культуры и истории Кипра. С 1992 года открыт ежедневно для посещения туристами и паломниками (с 10 до 16 часов между ноябрем и апрелем, 10-18 час. В мае-октябре). Экспозиции музея имеют несколько залов с произведениями христианского искусства. Это музей расположен внутри самого монастыря как сокровищница, составляющая неотъемлемую его часть. Большая коллекция антиквариата и произведений искусства знакомит посетителей с историей острова Кипр. Обзор сокровищ экспозиции музея монастыря сопровождается византийской музыкой, соответствующим освещением.

Мозаика Киккской иконы

Мозаика Киккской иконы

Музей Киккского монастыря отвечает всем современным научным требованиям и международным стандартам. В нем представлена богатая коллекция церковной утвари, старых географических карт, гравюр, предметов старины и многих других объектов культурного наследия острова. Большая часть церковной утвари, как, например, облачения, иконы, книги и рукописи, хранились до открытия музея в монастыре, но есть в музее и такие экспонаты, которые в прошлые времена были похищены, вывезены из Кипра за границу, а теперь выкуплены на аукционах и возвращены на родину. В монастыре есть мастерская по реставрации рукописей, икон и монастырских святынь, мастера которой прилагают немало усилий для сохранности богатейшей коллекции обители.
Выставочный зал музея, по мысли настоятеля Киккской обители, должен не только отвечать высоким научным критериям, но и быть прекрасно оформленным, чтобы отражать славу и благородство Византийской империи. Он должен соответствовать слову «царский», содержащемуся в названии монастыря, и непосредственно связывать обитель с царскими палатами Константинополя, откуда она ведет свою историю и где получила главную святыню, поскольку ктитором обители считается византийский император Алексей Комнин. Следуя этим предписаниями, полы выставочных залов музея выложили разноцветным гранитом и мрамором, а потолки инкрустировали ореховым деревом, украсили деревянной резьбой и позолотой.

This slideshow requires JavaScript.

Дополняют декор зала выполненная из кусочков мрамора мозаика, изображающая символические сюжеты, и каменные барельефы. Вся атмосфера богато украшенного выставочного зала, особым образом подсвеченного, звучание византийских песнопений, уникальные экспонаты, большинство из которых изготовлены из драгоценных материалов: золота, серебра, эмали, слоновой кости, шелка, порфиры, жемчуга и других драгоценных камней, – помогают посетителю мысленно перенестись в древние времена и воссоздать в своем представлении славу и величие Православия.
В музей возможно попасть через сводчатый вход, который находится на северной стороне верхнего большого внутреннего монастырского двора. Открыв тяжелую дверь, посетитель оказывается на лестнице, ведущей в вестибюль музея, где в глубине, в специально обустроенном месте, расположена музейная лавка. Там можно приобрести разнообразные сувениры (книги, слайды, открытки, копии экспонатов и проч.).

Панорамы музея 360 градусов

Как мозаики, так и фрески, украшающие монастырь, были созданы в 1991—1993 годах кипрскими иконописцами братьями Кепола, а также другими мастерами из Греции и Румынии.

Фресковая роспись во двнутреннем дворе монастыря

Фресковая роспись во двнутреннем дворе монастыря

10 июня 2012 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершавший мирный визит в Кипрскую Церковь.

Монастырский двор

Монастырский двор

На 2014 год в монастыре жили 25 насельников. Символом монастыря является пчела, как символ усердия, трудолюбия, бдительности и чистоты (и так как она указала на оригинал иконы — об этом читайте ниже).

Иконостас Соборного храма Киккского монастыря (середина 18 века)

Иконостас Соборного храма Киккского монастыря (середина 18 века)

Постройки монастырского комплекса относятся к различным эпохам. В центре расположен храм. Вокруг него построены различные здания, как, например, дом настоятеля, соборная комната, кельи монахов, библиотека, музей, приёмные залы и т. д. В центре находится большой вымощенный двор с колодцем.

Било

Било

значально как сам храм, так и другие здания монастыря были построены из дерева, недостатка в котором эта местность не испытывает, так как вершина горы Киккос расположена недалеко от пафского леса.

Дополнительные сведения можно почитать на оффициальном сайте монастыря (на греческом языке)

Икона Божией Матери, именуемая «Милостивая» (Киккская)

Дни празднования: 25 ноября (12 ноября по старому стилю), 8 января (26 декабря).

Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», то есть пребывающая в Киккосе (название — от горы Киккос, что на острове Кипр). Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Киккская икона (оригинал) на Кипре в монастыре

Киккская икона (оригинал) на Кипре в монастыре

Эта икона написана, по преданию, святым евангелистом Лукой. Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет (в одну из христианских общин), и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан.

Роспись повествующая о написании Киккского образа Евангелистом Лукой

Роспись повествующая о написании Киккского образа Евангелистом Лукой

Роспись повествующая о написании Киккского образа Евангелистом Лукой

Роспись повествующая о написании Киккского образа Евангелистом Лукой

С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия — времени царствования императора Алексея Комнина.

Оклад Киккской иконы

Оклад Киккской иконы

Кипрский наместник Мануил Вутомитис, заблудившись в кипрских горах во время охоты, озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь. Он сразу понял, что это произошло в наказание за совершенный грех.
Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».

Киккская икона (оригинал) слева от центрального иконостаса

Киккская икона (оригинал) слева от центрального иконостаса

Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца.
Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».
Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». И когда Мануил пришел за иконой, то император ему сказал, что если есть воля Божья — Мануил не ошибется в правильном выборе между иконой и точным списком. В это время на оригинал иконы села влетевшая в окно пчела. Мануил с радостью выбрал её (благодаря этому случаю символом монастыря является пчела).

Киккская икона (оригинал) на Кипре

Киккская икона (оригинал) на Кипре

После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.
Старец, встретив образ Пречистой Девы с почестями, водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью.
С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь.

Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»).
Именно так выглядит Киккский образ кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).
Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.
Ныне список с этой иконы особо чтим в женском Никольском монастыре г. Мукачева.
В Москве особо почитается чудотворная икона «Милостивая» из Зачатьевского монастыря.

«Милостивая» Киккская икона Божией Матери (находится в Зачатьевском женском монастыре)

«Милостивая» Киккская икона Божией Матери (находится в Зачатьевском женском монастыре)

После революции, во время разорения обители чудотворный образ удалось спасти. Несколько десятилетий он пребывал в храме пророка Илии в Обыденском переулке, а в ноябре 1999 года был торжественно перенесён в возрождённый Зачатьевский монастырь.

Ещё одна копия иконы находится (находилась до советских гонений) в Свято-Успенском мужском монастыре Флорищевой пустыни.

Издревле и доныне в обитель Богоматери Милостивой со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы и прибегают к ней в бедах и болезнях. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая». Чудотворная «Киккская» икона Богоматери имеет замечательную особенность: лик чудотворной Киккской иконы постоянно закрыт пеленой, по которой вышита прорись (контур) образа. Открывают икону лишь один раз в году, когда монахи выносят её на самую вершину горы (на Трон Богородицы) и оставляют там на время молебна, во время которого просят Богородицу помочь с урожаем или послать дождь. Но даже в это время монахи не смеют взглянуть на лик Богородицы. Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» — Умиление (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край амофора Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом. Глава Богородицы увенчана короной.

«Трон Богородицы»

На вершине одной из гор к северу от обители находится «Трон Богородицы». В старину здесь действительно стоял деревянный трон, на который ставили икону, когда возносили молитвы к Богородице, прося о дожде.

Недалеко от вершины с Троном находится могила Архиепископа Макария 3-го, предстоятеля Кипрской Церкви и первого президента

Недалеко от вершины с Троном находится могила Архиепископа Макария 3-го, предстоятеля Кипрской Церкви и первого президента

В 1935 году место деревянного трона заняла бетонная кувуклия, которая в последнее время была заменена другой, большей по размеру и более величественной. В настоящее время там находится часовня.

Место на вершине называется Θρόνος Παναγίας, т.е. Трон Пресвятой

Место на вершине называется Θρόνος Παναγίας, т.е. Трон Пресвятой

Когда закрыли икону?

Версия насчет ревности Алексея Комнина к его домашней реликвии и наличие копий-списков иконы, появляющихся в окрестных церквах уже в XIII веке, наводят на мысль, что какое-то время икону все-таки можно было видеть. Когда же она закрылась? Так или иначе, это произошло довольно давно. Версий несколько.

Киккская икона

Киккская икона

Самый первый вариант — после пожара 1365 года. Монастырь тогда весь выгорел, а икона, по источникам, осталась невредимой. У нас на Руси тоже такое часто случалось. Например, как-то раз от почитаемой иконы в результате пожара в Кремле осталась одна доска, а изображение сгорело. Знаменитый художник Дионисий, помнивший оригинал, загрунтовал уцелевшую доску и написал образ заново. Не исключаю, что здесь произошло что-то подобное. Икона могла обгореть или закоптиться. Реставрировать ее по каким-то причинам не стали, — или было некому, или побоялись испортить. Может быть, с тех пор лик ее и закрыт. До этого момента икона должна была быть доступна, чему свидетельство довольно древние списки, но о них позже. Пожары в монастыре случались и позднее, в частности, в 1542, 1751, 1813 годах.
Второй вариант даты сокрытия иконы — это 1576 год. Именно тогда икона получила роскошный оклад (скорее всего, не первый): серебряный, позолоченный, украшенный черепаховыми панцирями, инкрустированными перламутром. Он сохранился и выставлен для обозрения — просто смонтирован на другую доску. Современный оклад относится в концу XVIII века. Именно с ним связана последняя и самая поздняя дата, когда икону можно было увидеть — это последняя смена оклада, 1795 год.

Старый покров на чудотворную Киккскую икону

Старый покров на чудотворную Киккскую икону

Теперь обратимся к самому изображению, попытаемся мысленно его реконструировать. Судя по многочисленным спискам, например, по этой иконе конца XIII первой половины XIV века из монастыря св. Иоанна Лампадиста, мы видим, эта икона принадлежит к типу Елеуса, или по-русски — Умиление, то есть такая, где мать ласкает сына, скорбя о его будущих страданиях.

Богоматерь Киккская. Конец XIII – первая половина XIV века. Музей при монастыре св. Иоанна Лампадиста, селение Калопанайотис

Богоматерь Киккская. Конец XIII – первая половина XIV века. Музей при монастыре св. Иоанна Лампадиста, селение Калопанайотис

Кроме того, ее тип можно определить как Взыграние, то есть дитя подскакивает на руках у Матери, а она пытается его удержать.

Сложная поза Младенца, вырывающегося из рук Матери, это первая отличительная черта образа. На большинстве списков младенец сидит слева от нас, хотя бывают и зеркальные варианты.

Вторая особенность — это дополнительное покрывало на голове Девы Марии. Кстати, такие иконы, с двумя покрывалами, и довольно древние, известны и у нас на Руси. Это так называемая Богоматерь Умиление Старорусская (от названия города Старая Русса)

Богоматерь Умиление Старорусская. Начало ΧΙΙΙ века. Русский музей

Богоматерь Умиление Старорусская. Начало ΧΙΙΙ века. Русский музей

и просто Богоматерь Умиление из Успенского собора Московского Кремля, обе начала XIII века.

Богоматерь Умиление. Начало XIII века. Успенский собор Московского Кремля

Богоматерь Умиление. Начало XIII века. Успенский собор Московского Кремля

Правда, на этом сходство с Киккской заканчивается: Младенец на обеих этих иконах не вырывается из рук, а наоборот обнимает Мать. И сидит Он справа, а не слева. Третья характерная (но необязательная) деталь иконографии Киккской Богоматери — это очертания этого самого второго покрывала, край которого Младенец поднимает ручкой. У нас на Руси этот вариант появился только в ХVII веке. Первый такой образ, подписанный по-гречески «Киккская», появился в 1668 году. Ее написал знаменитый царский иконописец Симон Ушаков для церкви Григория Неокесарийского в Москве.

Богоматерь Киккская. Симон Ушаков, 1668 г. Третьяковская галерея

Богоматерь Киккская. Симон Ушаков, 1668 г. Третьяковская галерея

Тогда был велик интерес ко всему греческому, и связано это с патриархом Никоном.
Ушаковская икона очень точно воспроизводит все это — даже надписи все — греческие (русский перевод рядом), только вот композиция — зеркальное отражение. Скорее всего, мастер делал очень точную копию, снимая ее механическим способом, а потом забыл перевернуть лист. Это бывает, даже у великих мастеров. Потом икону Ушакова копировали, и не раз. Например, единственное подписное произведение рыбинского иконописца Леонтия Тюменева 1693 года — это Киккская Богоматерь.

Богоматерь Киккская. Леонтий Тюменев, 1693 г. Рыбинский музей

Богоматерь Киккская. Леонтий Тюменев, 1693 г. Рыбинский музей

До произведения Симона Ушакова известна только одна икона, напоминающая Киккскую: на ней изображена Богоматерь с дополнительным, красным головным покрывалом, и тоже Взыграние Младенца. Ее можно датировать XVI веком, второй половиной или даже концом столетия.

Богоматерь Взыграние младенца. Москва. Конец XVI века

Богоматерь Взыграние младенца. Москва. Конец XVI века

Правда, «смотрит» Она тоже не в ту сторону, и мелкие детали не совпадают. Это значит, про Киккскую икону в России конца XVI века что-то знали.
Собственно на Кипре есть копии XIII, XVI и XVIII века. Их немало, и происходят они из селений, расположенных именно в той части острова, где возвышается гора, на которой стоит Киккский монастырь. И в XVI веке, и позже, сохраняется устойчивый тип: Богоматерь Взыграние. На голове Марии накинуто второе, дополнительное покрывало, красное, либо почти черное, имеется в виду пурпурное, затканное золотыми узорами. Кстати, название «Киккская» встречается на иконах с XIII века.

Богоматерь Киккская. ΧΙΙΙ век. Церковь Панагия Кивотос в селении Агиос Феодорос, округ Лимассол

Богоматерь Киккская. ΧΙΙΙ век. Церковь Панагия Кивотос в селении Агиос Феодорос, округ Лимассол

На иконе так и написано: ΚΗΚΟΤΗΣΑ. При этом, некоторые списки, точно повторяющие описанные выше тип, подписаны вовсе не как «Киккотисса». Например, икона из церкви св. Марины в Калопанайотис подписана как «Афанасиотисса».

Икона XVI века, подписанная как «Киккотисса», хранящаяся в Византийском музее в Педулас, сохранила и имя художника. Его, как и художника-евангелиста, звали Лукой.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVI в. Византйиский музей в селении Педулас

Богоматерь Киккская. Кипр, XVI в. Византйиский музей в селении Педулас

Итак, все иконы Богоматери Киккской очень узнаваемы, благодаря позе Младенца и второму амофору (накидке). Иногда, как на этой иконе XVIII века из монастыря пресвятой Богородицы Амасгу, основное изображение дополняли.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVIII в. Монастырь пресвятой Богородицы Амасгу в селении Монагри

Богоматерь Киккская. Кипр, XVIII в. Монастырь пресвятой Богородицы Амасгу в селении Монагри

По сторонам от лика Богоматери добавили ангелов, а ниже — Луку Евангелиста, автора оригинала иконы, и святителя Николая, потому что он был небесным покровителем заказчика. Об этом гласит надпись-молитва на нижнем поле иконы, где ктитор просит Христа не пренебрегать рабом Божиим Николаем и его родителями.
Но все же, что изображено на закрытой от глаз иконе? Казалось бы, все сходится. Там, судя по этим копиям и по очертаниям фигур на окладе оригинала, поясное изображение Богородицы с младенцем на руках. Но все не так просто.
В фондах Государственной Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, в коллекции Погодина есть рукописный сборник, а в нем — Повесть о Кипрском острове конца XVI века. Она короткая, но в ней, в немного путаном виде, рассказано многое об истории острова. Опубликовавшая этот источник О.А. Белоброва считает, что записано это со слов местного жителя. О регулярных отношениях России с Кипром можно говорить как раз с конца XVI века. Представители острова, в основном духовные лица, приезжали в Московию и им неизменно оказывали помощь и радушный прием. Один из патриархов эпохи Смутного времени, критянин Игнатий, по его же словам, занимал одну из кафедр на Кипре (правда, не говорил, какую). До этого о Кипре в древнерусской литературе встречаются лишь причудливые упоминания. Например, игумен Даниил, посетивший Константинополь и Святую землю, побывал также на Кипре и писал, что там, в горах Троодос, «…родится фимиам, ладан: он спадает с небес, и его собирают на деревцах. Много ведь в тех горах деревцев низких, с травой равных, на них и падет фимиам тот хороший. Собирают его в июле месяце и в августе; в другие же месяцы не выпадает; но только в те два родится». Не спрашивайте меня, что это значит. О Киккском монастыре Даниил ничего не говорит, только о реликвии Крестного Древа, которая находится в той же части острова, в монастыре Честного Креста.
Описание этого монастыря есть и в Повести о Кипрском острове, а еще там есть описание некоего Успенского монастыря, где хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Правда, согласно Повести, он расположен ближе к городу Киринее (северная часть острова), что не соответствует положению Киккского монастыря, но святыня напоминает Киккскую, судите сами: «Близ же того града (Киринеи) монастырь именуется Успенский, а в нем в церкви образ пречистые Богородицы с Превечным Младенцем на престоле, а Младенец против груди Ее, благословляет обеими руками, письма Луки евангелиста. Коли архиепископ и люди захотят молиться от нашествия иноплеменных, или просить дождя или вёдра, и как пойдут по тот образ поднят его на собор и как отворят церковь, а тот пречистые образ вышедши сии ота стоит у двери на воздухе, а на всем лице ее государыни пот; по том упознавают благодарная. Иереи, тот образ приняв, понесут на собор, а как церковь отворят, а образ стоит в киоте, и его уже поднять не могут, а в ту пору от образа от очей слезы, и по тому познавают скорбная». В общем, речь идет о том, что икона — письма Луки евангелиста, Богоматерь на престоле, Младенец благословляет обеими руками, и что иконе молятся о погоде и в случае иноземных вторжений. Если Дева расположена помочь людям, икона выходит из храма сама, и по лику Марии струится пот. Когда все плохо, икону нельзя поднять, и она плачет.
Не исключено, что икона, описанная в Повести, представляет собой собирательный образ Киккской и какой-то другой. Интересно, что Престол, упомянутый в описании, и отсутствующий на всех списках, есть на одной иконе XII века, которая может считаться самым древним списком кипрской иконы.

Богоматерь на троне с пророками и святыми. ΧΙΙ век, монастырь св. Екатерины на Синае

Богоматерь на троне с пророками и святыми. ΧΙΙ век, монастырь св. Екатерины на Синае

Эта икона хранится в монастыре св. Екатерины на Синае, в общем-то не так далеко от Кипра. У нее очень сложная и утонченная программа, на которой сейчас не будем останавливаться. Важно то, что средник иконы, Богоматерь с Младенцем на престоле, во всем, кроме жеста Младенца, совпадает с описанием, данным в «Повести о Кипрском острове». Кроме того, эта икона один в один повторяет изображения Киккской Богоматери. Только изображена она в полный рост, сидящей на троне (или престоле) с подушками. А в остальном — та же поза Младенца, который держится за покрывало и упирается ногой в плечо Матери, тот же дополнительный платок на голове Марии. Вариантом этого типа является икона-складень, тоже происходящая из монастыря св. Екатерины.

Складень-диптих со св. Прокопием и Богоматерью Киккской. 1280-е гг., монастырь св. Екатерины на Синае

Складень-диптих со св. Прокопием и Богоматерью Киккской. 1280-е гг., монастырь св. Екатерины на Синае

Здесь, правда, Младенец не играет, а лежит на руках Матери. Но, почему-то, исследователи публикуют ее как Киккотиссу. Из вышесказанного получается, икона «Богоматерь на престоле, со святыми и пророками» XII века из Синайского монастыря может представлять собой самую точную копию образа, который никому нельзя видеть.
Если вышесказанное — правда, то можно считать, что иконы Киккской Богоматери, распространившиеся по Кипру, а потом и дальше, через Афон по всему православному миру, вплоть до Москвы, представляют собой поясной вариант чудотворного образа, скрытого от людских глаз. Возникновение сокращенного варианта может быть оправдано очень сложной программой иконы, с множеством дополнительных фигур, а молились люди все-таки Богородице, и самым распространенным типом икон были поясные изображения. Потому в списках воспроизвели только самое главное.

По материалам искусствоведа Юлии Бузыкиной

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Милостивая»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся святому образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоноснеи Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити от погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози, благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши

На греческом об иконе и монастыре — TYPIKO 2016 (страница 17-29)

 

Просмотры (7338)

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели